Публикации автора

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ ГИА-9 (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современные реалии выдвигают высокие требования к уровню сформированности профессиональных компетенций педагогических кадров, составляющих профессиональную метакомпетентность. Необходимы новые подходы к оцениванию профессиональных компетенций учителей, к формам повышения квалификации и профессиональной деятельности за счет отбора содержания повышения квалификации на основании мониторинга. Для достижения высокого качества курсовой подготовки учителей физики - экспертов ОПК ГИА-9 необходимо проанализировать уровень сформированности профессиональных компетенций в области оценивания заданий с развернутым ответом; определить положительные эффекты обучения педагогов по дополнительной профессиональной программе «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)»; мотивировать педагогов на дальнейшее сотрудничество в ходе методических активностей по согласованию подходов к проверке заданий по физике с развернутым ответом: семинаров, вебинаров, телемостов, заседаний региональных учебно-методических объединений учителей физики. Цель исследования: анализ уровня сформированности профессиональных компетенций специалистов в области оценивания заданий с развернутым ответом по учебному предмету «Физика» участников основного государственного экзамена. Методология (материалы и методы). Для решения поставленных задач использована совокупность методов исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы, относящейся к соответствующему предмету исследования, систематизация педагогического опыта, моделирование; эмпирические: наблюдение, анкетирование (разработана авторская анкета), тестирование, статистические методы для обработки результатов педагогического эксперимента. В педагогическом эксперименте приняли участие 156 учителей физики-слушателей курсов повышения квалификации «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)» очно-заочного формата. Результаты. Новизна программы. Содержательный анализ проблематики курсов повышения квалификации показывает, что представленная система мониторинга качества освоения программы «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика) с учетом специфики категорий обучающихся способствует выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов по направлениям функциональной грамотности, являющихся составной частью профессиональной метакомпетентности. В мониторинг уровня сформированности профессиональных компетенций учителей физики-экспертов ОПК ГИА-9 в области оценивания заданий с развернутым ответом на этапе промежуточной аттестации включены задания по основным направлениям функциональной грамотности (естественно-научной, математической, читательской) ввиду корреляции профессиональных компетенций педагогов по направлениям функциональной грамотности с требованиями ФГОС к ряду метапредметных и предметных образовательных результатов. Практическая значимость. Определены положительные эффекты обучения педагогов по программе «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)», среди которых ведущее место занимает диссеминация педагогами приобретенного в процессе повышения квалификации по данной программе опыта: проведение в территориях методических семинаров, заседаний районных методических объединений по согласованию подходов к проверке заданий с развернутым ответом по материалам курсов. Разработанная и экспериментально апробированная система мониторинга может быть рекомендована для проведения диагностики профессиональных компетенций как составляющей профессиональной метакомпетентности учителей физики образовательных организаций - экспертов областных предметных комиссий ГИА-9 в целях реализации мероприятий по обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Ростовской области. В процессе исследования выделены проблемные зоны у учителей физики-экспертов ОПК ГИА-9, сформированы индивидуальные образовательные маршруты профессионального и личностного роста. Очная сессия способствовала выходу учителей на более высокий уровень сформированности профессиональных компетенций в области оценивания качественных задач, основанных на анализе практических ситуаций; комбинированных расчетных задач; заданий на объяснение устройства и принципа действия технических конструкций, физических приборов; проблемных заданий с межпредметным содержанием. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют методологию и технологию профессионального образования применительно к проблеме исследования: расширены представления о профессиональной метакомпетентности педагогов с позиции современных требований и государственных образовательных стандартов; определена необходимость формирования ее составляющей - профессиональных компетенций педагогов; выделен аспект формирования компонента профессиональной метакомпетентности педагогов - метаумения оценивать задания с развернутым ответом.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 4 (61) (2024)
Автор(ы): Россинская Светлана Александровна
Сохранить в закладках