Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Одной из ключевых проблем развития компетенций современного сотрудника является беспрерывное повышение качества работы современного корпоративного бизнес-тренера, которое вызвано постоянной эволюцией требований к современному сотруднику. Актуальность выбранной темы обусловлена динамичным развитием бизнес-среды, которое требует постоянного обновления и совершенствования профессиональных навыков сотрудников на разных уровнях (от рядовых специалистов до ТОП-руководителей). В связи с этим растет спрос на квалифицированных бизнес-тренеров, способных эффективно проводить разнообразные обучающие мероприятия и комплексно развивать персонал компаний. Однако на сегодняшний день отсутствует единое и централизованное представление о необходимых компетенциях для бизнес-тренера и методах их оценки, что затрудняет процесс подбора и оценки квалификации специалистов в этой тренинговой области. Целью статьи является рассмотрение компетенций, необходимых современному бизнес-тренеру, а также способов их диагностики и дальнейшего развития. Достижение этой цели позволит более четко определить требования к профессиональным навыкам специалистов и экспертов в области бизнес-тренинга и разработать эффективные методики оценки их компетенций. Методология (материалы и методы). Исследование опирается на отечественные научные разработки в области компетенций корпоративных бизнес-тренеров. В основе данного исследования находится комплексный анализ актуальных вакансий на одной из самых крупных платформ (по данным рейтинга Similarweb) по поиску работы и сотрудников - HeadHunter. Описание результатов представлено через перечисление причин разнородности требований к современным бизнес-тренерам, которые работают в корпоративном формате. В процессе исследования стал очевиден вывод, что внутрикорпоративное обучение должно опираться на андрагогический и деятельный подходы, и в основе своей должно использовать принципы гуманистической педагогики и психологии. Качественность обучения персонала невозможна без опоры на фундаментальные знания. Научная новизна заключается в структурировании ключевых компетенций, которые ожидаются у современных бизнес-тренеров. Практическая значимость выражена в возможности формирования унифицированных компетенций корпоративных бизнес-тренеров с последующими диагностирующими и развивающими мероприятиями для разных компаний. Ключевым итогом предстоящей научной работы должно стать повышение качества отбора и предъявляемых требований к корпоративным бизнес-тренерам. Результаты данного исследования обсуждаются в рамках учебного курса по основам тренинговой работы на кафедре гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин в МПГУ.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Одной из ключевых проблем развития компетенций современного сотрудника является разнородность тренинговых групп. Гетерогенность состава участников тренингов - это когда в рамках одной учебной группы есть участники с разным уровнем владения инструментами по теме обучения, часть участников полностью не знакома с изучаемыми концепциями, часть обладает поверхностными и неподкрепленным опытом знаниями, а часть уже знает все базовые инструменты и ждет более углубленных знаний и других различий. Часто такая гетерогенность вызвана разными причинами: от недостатка точечных инструментов диагностики компетенций сотрудников до фактической невозможности укомплектовать учебную группу участниками одного уровня. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что большинство заказчиков корпоративного обучения и корпоративные подразделения развития персонала (отделы обучения, корпоративные университеты, T&D и L&D специалисты) заинтересованы в максимальной результативности проводимого обучения. Часто на корпоративном обучении достигаются прикладные краткосрочные цели, в которых требуются определенные знания, компетенции на уровне их уверенного и результативного использования. Их отсутствие или недостаточная развитость оказывает прямое воздействие на результативность отдельно взятого подразделения и организации в целом. Целью статьи является изучение способов повышения результатов корпоративного обучения в условиях разнородных тренинговых групп. Достижение этой цели позволит более эффективно достигать учебные цели, повысит уровень комфорта для каждого участника тренинга и выступит важным аспектом в методологии подготовки корпоративных бизнес-тренеров. Методология (материалы и методы). Исследование опирается на отечественные научные разработки в области обучения в корпоративном формате. В основе данного исследования находится комплексный анализ реалий, с которыми сталкиваются бизнес-тренеры и практик, применяемых ведущими бизнес-тренерами тренинговой компании LTC (г. Москва). Описание результатов представлено через перечисление инструментов, которые дают положительные эффекты в корпоративном формате обучения в разнородных группах. В процессе исследования стал очевиден вывод, что корпоративное обучение должно опираться на дифференцированный подход, а в основе своей должны использовать принципы гуманистической педагогики и психологии. Качественное обучение персонала невозможно без опоры на фундаментальные знания. Научная новизна заключается в структурировании ключевых причин разнородности учебных групп в корпоративном формате. Практическая значимость выражена в возможности формирования унифицированных инструментов, которые повышают эффективность корпоративного обучения в разнородных группах. Ключевым итогом последующей научной работы в данном направлении должно стать повышение качества процесса корпоративного обучения и подготовка бизнес-тренеров к успешному преодолению сложности разнородности участников тренинга. Результаты данного исследования обсуждаются в рамках учебного курса по основам тренинговой работы на кафедре гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин в МПГУ.