Цель статьи: на основе результатов изучения опыта взаимодействия научных библиотек Сибири и Дальнего Востока в XX – первых десятилетиях XXI в. определить тенденции развития библиотек, цель и задачи Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) при разработке проекта по развитию многоотраслевых научных библиотек, библиотек учреждений науки и вузов региона в 2025– 2030 гг. в соответствии с приоритетными направлениями государственной научно-технологической, социально-культурной политики Российской Федерации.
Представлены краткая история и динамика формирования сети библиотек учреждений науки и вузов, отраслевых и многоотраслевых библиотек в регионе – важной составной части информационного обеспечения специалистов научно-образовательного и производственного комплексов. Рассмотрена роль ГПНТБ Сибирского отделения Академии наук (СО АН) СССР – и позднее СО РАН – ведущей многоотраслевой научно-технической библиотеки, информационно-методического центра для академических библиотек, в 1960–1990-е гг. являвшейся также координационным центром для библиотек учреждений науки, крупнейших вузов, отраслевых и центральных научных библиотек областей, краев и республик региона.
В связи с принятием ряда законодательных актов в 2013–2024 гг., трансформацией деятельности научных библиотек обосновывается необходимость разработки и реализации проекта по развитию многоотраслевых научных библиотек, библиотек учреждений науки и вузов Сибири и Дальнего Востока.
Для цитирования: Артемьева Е. Б., Пекшева М. А. Итоги заседания Секции специальных научных, научно-технических и технических библиотек на XXVIII Конференции Российской библиотечной ассоциации. Труды ГПНТБ СО РАН. 2024;(2):122-123.
Сотрудники ГПНТБ Сибирского отделения Российской академии наук скорбят со всем библиотечным сообществом России об уходе Юрия Александровича Гриханова, с которым сотрудничали много лет.
Цель статьи: обосновать необходимость реконструкции дисциплин библиотечного образования в Узбекистане в условиях меняющегося социума, предложить подходы к формированию комплексной учебной дисциплины «Эволюция библиотечно-информационного пространства Узбекистана в контексте историко-культурных и социальных трансформаций».
Сделан акцент на адаптации содержания курса к современным вызовам и потребностям образовательной среды. Подчеркивается необходимость усиления историко-национального компонента в учебной программе для формирования профессиональной идентичности специалистов, совершенствования их культурной компетентности. Обсуждаются современные вызовы и тенденции, связанные с трансформацией библиотечного пространства, включающей процессы цифровизации, развитие информационно-коммуникационных технологий, глобализации и одновременно локализации библиотечного дела, оказывающие влияние на профессиональное образование, в том числе содержание образовательных программ.
Предлагается структурно-содержательная модель учебной программы курса, направленной на развитие у обучающихся аналитического мышления, устойчивых профессиональных ценностей, интереса к историческому наследию и современному состоянию информационно-библиотечного пространства страны. Формирование комплексной учебной программы и внедрение ее в учебный процесс учреждений библиотечного образования должно способствовать: повышению профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях перманентного развития информационно-коммуникационных технологий; сохранению и популяризации национального культурного наследия в глобальном информационном пространстве.
Цель статьи – представить информацию о международной научно-практической конференции «Наука, технологии, информация в библиотеках (Libway-2025)», прошедшей в ГПНТБ СО РАН 24–28 марта 2025 г., охарактеризовать мероприятия с кратким обзором докладов и сообщений.
Введение. Мониторинг читательских предпочтений является необходимым условием повышения эффективности деятельности библиотеки. Актуальность исследования обусловлена постоянным процессом адаптации контента, продуктов и услуг научной библиотеки к потребностям, предпочтениям и интересам читательской аудитории.
Постановка задачи. Цель статьи – представить результаты изучения читательских предпочтений ученых и специалистов к традиционной части отраслевого фонда Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) и оценить, насколько качественно сформирован, раскрыт и использован фонд читателями.
Методика и методология исследования: теоретический анализ литературы по проблемам читательских предпочтений, статистико-аналитический метод (сбор и анализ статистических показателей книговыдачи отраслевой литературы с использованием статистических форм АБИС ИРБИС).
Результаты. Определены тенденции спроса на отраслевые сегменты фонда, представлены предпочтения читателей по виду и характеру документов, выявлены актуальные и невостребованные виды изданий. Составлен профиль использования отраслевого фонда ГПНТБ СО РАН, дана оценка состава и эффективности его использования.
Выводы. Сформулированы рекомендации для принятия рациональных управленческих решений по раскрытию и продвижению фонда, обеспечению высокого уровня информационного сопровождения научных исследований.