Вузы, готовя кадры высшей квалификации и влияя тем самым на конкурентоспособность страны и ее положение в международном сообществе, постоянно являются предметом научного анализа с целью выявления проблемных ситуаций, поиска методов их устранения и выработки системы мер для повышения качества образования. Ряд проблем высшей школы связан с ключевыми участниками образовательного процесса — п реподавателями. Социологические опросы показывают их неудовлетворенность своей заработной платой; недоверие к балльно-рейтинговой системе, параметры которой влияют на размер их материального вознаграждения; недостаточную для выполнения на должном уровне трудовых обязанностей внутреннюю мотивацию; эмоциональное выгорание вследствие больших нагрузок и недостатка свободного времени. Эти и другие проблемные ситуации в той или иной степени присущи и российским, и зарубежным университетам. Для удержания преподавателей в профессии и повышения производительности их труда применяются методы материального и нематериального стимулирования. Вопрос о том, какие из них являются наиболее действенными, имеет, таким образом, принципиальное значение для правильной организации работы высшей школы. Однако в настоящий момент научной теории стимулирования труда преподавателей нет, а эксперты высказывают разные, нередко противоположные, взгляды. Авторы статьи выявляют факторы, способные удержать педагогов в профессии и мотивировать их на повышение производительности труда.
В статье рассматривается эффективность антиинфляционной политики государства на рынке продовольственных товаров и мнение граждан о приоритетах и проблемах в этой области. Методология: количественный исследовательский метод. Применялся опрос населения через сеть Интернет. Анкета включала вопросы, связанные с уровнем дохода, потребительским поведением в контексте продовольственных товаров, характеристикой продовольственных товаров, информированностью о мерах антиинфляционной политики, ведущейся в России. Выборка составила 938 респондентов из различных регионов России. В интересах исследования общая выборка была разделена по квартилям в соответствии с уровнем дохода, что позволило сравнить воздействие инфляции и эффективность антиинфляционной политики на различные группы граждан. Результаты исследования показали, что принимаемые меры обладают определенным уровнем эффективности, но не представляются достаточными. Кроме того, граждане недостаточно осведомлены о мерах, принимаемых антиинфляционной политикой, и важной представляется информационно-просветительская работа в этом направлении. Значительная доля респондентов считает важным проведение проверок причин повышения цен в конкретных случаях.