Управление знаниями в университетах представляет двуединый процесс: постоянное обучение, развитие научно-педагогических работников и одновременная передача знаний студентам. Коллективные возможности и мотивация работников к усвоению и эффективному применению знаний определяют так называемую поглощающую способность университета. Вместе с тем воспринимаемые работниками характеристики и уровень поглощающей способности могут отличаться от оценок, основанных на нормативных показателях деятельности университета. Статья посвящена разработке и апробации двуединого методического инструментария нормативной и воспринимаемой оценок уровня поглощающей способности университета. Методология исследования основана на фундаментально-теоретическом направлении управления знаниями (knowledge management), которое включает концепцию поглощающей способности организации. Методы исследования – компаративный анализ показателей деятельности университетов и экономическая статистика. Информационная база представлена данными анкетирования 187 научно-педагогических работников Уральского федерального университета (УрФУ) и Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования РФ за 2022–2023 гг. В результате контент-анализа выделены параметры оценки: текущий уровень знаний работников и потенциал усвоения знаний в организации. В первой части методики разработан алгоритм сопоставления темпов роста нормативных показателей деятельности исследуемого университета и вузов-аналогов. Вторая часть методики включает оценку уровня поглощающей способности через призму суждений о нем научно-педагогических работников. Результаты апробации методического инструментария на примере УрФУ иллюстрируют расхождение между нормативными и воспринимаемыми оценками, на основании чего предложены решения по корректировке модели управления человеческими ресурсами университета
В условиях цифровизации сильный имидж вуза, основанный на ценностях, миссии и уникальных особенностях, становится ключевым фактором популярности в онлайн-пространстве. Статья посвящена разработке методики на основе анализа частоты поисковых запросов в «Яндексе», позволяющей оценить узнаваемость вуза в цифровой среде и определить его репутационную составляющую. Методологической базой исследования послужила концепция пред- принимательского университета. Метод исследования – количественный подход к статистическому анализу сплошного массива текстовых данных. Информационную базу составили официальные нормативные документы образовательных организаций, данные Минобрнауки РФ, Росстата, цифровая аналитика системы «Яндекс». Авторская методика заключается в оценке популярных наименований вузов в цифровой среде, сопоставительном анализе количественных показателей цифровой репутации вузов в интернет-пространстве. В результате представлен топ-20 наиболее узнаваемых вузов по данным поисковых запросов, а также топ-10 по федеральным округам. Представители большинства федеральных округов присутствуют в топ-20, за исключением Южного и Северо-Кавказского. Наибольшее количество запросов приходится на Центральный федеральный округ, особенно Москву, что может свидетельствовать о высокой заинтересованности в столичных вузах. Выявлены репутационные риски, связанные с наименованиями вузов в уставах: неоднозначность ас- социаций с аббревиатурами и ограниченное количество названий. Рекомендуется выделить уникальные названия и сокращения, чтобы исключить путаницу, а также закрепить наиболее распространенные наименования официально. Для создания имиджа вуза необходимо выбрать одно название, чтобы увеличить его узнаваемость и привлекательность, а впоследствии снизить репутационные риски.