Архив статей журнала
В настоящее время в условиях ограничения внешнего фондирования вопросы формирования финансового суверенитета страны становятся предметом научного дискурса среди российских ученых-экономистов. Внедрение в практику хозяйственной деятельности цифровых финансовых активов (ЦФА) и их законодательное закрепление в значительной мере обеспечивает расширение инвестиционных возможностей хозяйствующих субъектов, что будет способствовать окончанию застойного макроэкономического шока периода 2021–2024 гг. Работа посвящена решению таких научных задач, как уточнение сущностной природы ЦФА и разработка их классификации; оценка процесса функционирования инвестиционного рынка на основе применения цифровых финансовых инструментов; выявление ключевых ограничений функционирования базовых институтов, регулирующих процесс обращения ЦФА. Предложена уточненная формулировка экономической категории «цифровые финансовые активы», учитывающая особенности ее сущностной природы. Проведен анализ функционирования отечественного рынка ЦФА. Среди факторов, сдерживающих развитие рынка ЦФА, выделены его фрагментированность, невысокая ликвидность, слабое институциональное регулирование выпуска и обращения ЦФА. Авторы подчеркивают наличие положительного эффекта от развития цифровой инфраструктуры рынка, в частности увеличения числа инвестиционных платформ, лицензированных Банком России, снижение издержек доступа к ним, развитие системы маркетмейкинга на вторичном рынке ЦФА. Авторы считают, что нивелирование противоречий инвестиционного рынка должно происходить за счет совершенствования институциональной среды в сфере усиления контроля за совершенными сделками с ЦФА, а также обеспечения их обязательной регистрации, которая отсутствует на современном этапе. Развитие отечественного рынка ЦФА обладает значительным потенциалом, обусловленным, во-первых, стремлением хозяйствующих субъектов заместить традиционные финансовые инструменты цифровыми, позволяющими существенно снизить трансакционные и трансформационные издержки; во-вторых, расширением инвестиционных возможностей экономических акторов посредством использования цифровых платформ и других элементов цифровой экосистемы с целью развития бизнеса; в-третьих, трансформацией традиционной бизнес-модели, предусматривающей переход от вертикального взаимодействия субъектов на сетевую форму координации экономических агентов, использующих в своей деятельности децентрализованные финансовые инструменты.
Актуальность исследования вопросов, связанных с развитием практики использования накопительных механизмов пенсионного обеспечения, не вызывает сомнения ввиду наличия тех вызовов, с которыми сталкиваются пенсионные системы стран по всему миру. Методология исследования базируется на экономико-математическом инструментарии обработки данных, характеризующих показатели использования накопительных механизмов пенсионного обеспечения в странах ОЭСР. В статье определены группы стран ОЭСР в зависимости от поставщика пенсионных продуктов, а также вида пенсионного плана. На основании анализа данных об использовании пенсионных планов в зависимости от указанных выше факторов выявлены страны-лидеры в каждой из выделенных групп. По итогам исследования сформулирован перечень ключевых трендов развития практики использования накопительных механизмов пенсионного обеспечения в странах ОЭСР. В самую многочисленную группу стран вошли те государства, в которых контракты по пенсионным продуктам заключаются преимущественно с негосударственными пенсионными фондами. Среди полученных результатов следует выделить отсутствие паритетности применения всех типов пенсионных планов, поставляемых негосударственными пенсионными фондами, так как в каждом государстве фиксируется доминирование какого-либо одного из типов. Результаты исследования будут иметь практическое значение при осуществлении обоснований государственных решений по вопросам регулирования практики использования накопительных механизмов пенсионного обеспечения как неотъемлемого компонента пенсионной системы Российской Федерации. Это особенно важно в контексте достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, реализации Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации на период до 2030 года и Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года.
Развивая бизнес, основанный на инновационных идеях, технологическое предпринимательство играет ведущую роль в достижении целей устойчивого развития национальной экономики. На начальной стадии развития технологические стартапы для трансформации в инновационную компанию нуждаются в ресурсной поддержке. Такую поддержку им могут обеспечить инновационные экосистемы и экосистемы технологического предпринимательства. Важным фактором развития технологического предпринимательства является государственная поддержка деятельности малых инновационных предприятий. Цель исследования – разработка организационно-функциональной модели технологического предпринимательства. Оценка уровня развития технологического предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ производилась с использованием показателей удельного веса малых предприятий в общем количестве организаций, удельного веса инновационной продукции малых предприятий в общем объеме произведенной продукции, затрат на инновационную деятельность, внутренних затрат на исследования и разработки. Использовались данные Федеральной службы государственной статистики. Предложена организационно-функциональная модель технологического предпринимательства, основными элементами которой являются бизнес-сообщество, инвесторы, научно-образовательные организации, инновационные предприятия, инновационно-технологическая инфраструктура, институты поддержки. Показано, как стартап, масштабируя бизнес-модель, может превратиться в инновационный бизнес, какие формы поддержки могут это обеспечить, каким образом организовано межфирменное взаимодействие в рамках инновационного процесса. Рекомендовано развивать формы сотрудничества бизнес-сообщества и университетов, стимулировать инновационные предприятия регионов, поддерживать технологические стартапы, совершенствовать формы государственной поддержки технологического предпринимательства. Для роста и развития стартапов в инновационной экосистеме нужны механизмы продуктивного взаимодействия всех ее элементов, действенные формы поддержки технологического предпринимательства.
На современном этапе развития экономического пространства Российской Федерации в условиях ограничений, связанных с проведением СВО, ключевым звеном прогресса является промышленная сфера. Для успешного функционирования экономической системы важна не только динамичная перспектива темпов индустриального роста, но и стабильность этих темпов. В масштабах России успешность экономики обеспечивается регионами. Работа посвящена оценке уровня устойчивого развития региональных предприятий промышленного сектора с помощью индикаторов бизнес-статистики. Раскрыты влияющие на стратегическое планирование и управление индустрией факторы. Обосновано использование бизнес-индикаторов в анализе уровня устойчивости развития промышленности в региональном разрезе методом кластеризации K-средних. Представлено авторское видение влияния отечественных промышленных зон и кластеров на оценку уровня устойчивости. Предложена концепция оценки уровней устойчивого развития промышленности регионов на базе сформированной из групп показателей бизнес-статистики системы индикаторов. На основе количественных расчетов кластерного анализа по отобранным бизнес-индикаторам выделены пять групп регионов с разными уровнями устойчивого развития промышленности. Методом сравнения с картой промышленных территорий России и атласом промышленности проанализирована включенность в них регионов с промышленными зонами и кластерами. Выявленные сопоставления отражают близость проведенной оценки уровней устойчивого развития промышленности регионов к реальной ситуации. Полученные результаты можно использовать как при формировании и реализации промышленной политики каждого отдельного региона, так и при создании и ведении межрегиональных промышленных проектов.
Проблема исследования связана с неравномерностью финансовой доступности в регионах России, что ограничивает развитие финансовой инклюзивности и усиливает социально-экономические дисбалансы. Многомерная оценка финансовой доступности имеет ключевое значение для понимания качества жизни населения и государства в целом, а также уровня цифровой трансформации общества. Целью исследования является разработка методологии многофакторной оценки индекса финансовой доступности для выявления ключевых факторов, влияющих на ее развитие, и анализа пространственно-временной динамики в российских регионах. Методология исследования базируется на применении метода главных компонент (PCA), обеспечивающего объективное агрегирование данных. Исследование основано на 479 показателях, охватывающих инфраструктурные, спросовые и качественные аспекты финансовой доступности, за период 2016–2022 гг. Источником данных выступили официальные материалы Центрального банка России. Результаты показали, что основными драйверами финансовой доступности являются развитие сети кредитных организаций, цифровизация финансовых услуг и улучшение качества обслуживания. Тем не менее сохраняются значительные региональные диспропорции, требующие целенаправленных решений и учета региональной специфики для стимулирования устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения. Наиболее значимыми среди 479 проанализированных факторов являются количество действующих кредитных организаций, доля взрослого населения, использующего хотя бы один открытый счет физического лица в кредитной организации, а также количество жалоб потребителей финансовых услуг. Полученные выводы подтверждают важность многофакторного подхода к оценке финансовой доступности. Результаты исследования могут быть использованы для разработки государственных программ, направленных на выравнивание региональных различий и повышение финансовой инклюзивности.
Глобализация мирохозяйственных связей способствует распространению кризисных ситуаций между странами, превращая локальные кризисы в общемировые явления. В настоящее время отсутствует стандартизированный подход к расчету показателей идентификации финансовых кризисов. Это существенно ограничивает проведение качественного анализа последствий финансовых кризисов и не позволяет получить значимый положительный эффект от реализации мер государственной финансовой политики. Ключевой задачей, поставленной авторами исследования, является разработка стандартизированного подхода к идентификации финансовых кризисов, который позволит наиболее эффективно реализовать антикризисные меры государственного регулирования финансовых отношений. Предпринята попытка исследования факторов возникновения финансовых кризисов, выявления закономерностей протекания кризисных процессов в России и за рубежом, оценки существующих методик идентификации финансовых кризисов, обоснования необходимых мер по прогнозированию финансовых кризисов с целью предупреждения возможных негативных последствий. Выявлены ключевые факторы возникновения финансовых кризисов в различные периоды социально-экономического развития России, среди которых можно отметить недостаток ликвидности, политическую нестабильность, волатильность фондового рынка, существенное сокращение инвестиционного спроса. Авторы подчеркивают, что финансовые кризисы в основном возникают в результате воздействия экзогенных факторов, различные внутренние проблемы лишь усугубляют течение кризиса, вызванного внешними причинами. Результатом, имеющим практическую значимость, можно считать предложенную авторами методику расчета обобщенного показателя идентификации финансового кризиса.