Архив статей журнала
Предметное поле, к которому относится тематика статьи, составляют факторы, связанные с функционированием самоуправления как социального процесса. Конкретный предмет - уровень доверия местной власти со стороны различных возрастных групп граждан. Исследования убедительно показывают, что доверие к органам местного самоуправления напрямую связано с общественной активностью граждан. Однако анализ позволяет зафиксировать проблемную ситуацию: при низкой степени интереса к социально-политическим аспектам устройства общества молодые россияне в возрасте до 25 лет демонстрируют сравнительно более высокое доверие к муниципальной власти. Для более глубокого изучения специфики ситуации автор статьи применил подход, основанный на поколенческих особенностях российского общества.
Целью данной работы является выявление факторов, мотивирующих россиян в возрасте до 25 лет больше доверять муниципальной власти, по сравнению с представителями других возрастных групп. Выдвигается гипотеза о том, что люди разного возраста имеют и разные предпочтения в отношении источников информации для формирования отношения к органам местного самоуправления, что и обусловливает доверительное/недоверительное к ним отношение. Для проверки этой гипотезы используются данные репрезентативных опросов населения, проводившихся Институтом социологии ФНИСЦ РАН в 2016, 2018 и 2021 гг. по общероссийской выборке.
Анализ опросов показал, что современная российская молодёжь имеет крайне слабое представление о том, что такое муниципальная власть и как она устроена в реальности. Молодые люди не интересуются традиционными медиаканалами, по которым идёт основная информация об этом уровне власти, и ориентируются в основном на мнения людей из своего ближнего круга. Возможностей для того, чтобы составить представление о деятельности муниципальных властей не из вторых рук, у молодых людей крайне мало, так как в силу своего возраста они имеют небольшой опыт прямого взаимодействия с её представителями. Поэтому наблюдение за тем, как результаты деятельности органов местного самоуправления отражаются в материальной среде муниципального образования, становится значимым каналом получения первичной информации об этом уровне власти. Значительная часть молодых людей довольны результатами деятельности местных властей, которые они могут видеть. Эта удовлетворённость, по всей видимости, вносит свой вклад в более высокий уровень доверия данной возрастной группы к органам местного самоуправления.
В последнее десятилетие диффузия цифровых инноваций в социальной группе молодёжи проходила опережающими темпами. В статье представлен анализ отношения молодёжи к идее использования социальных рейтингов как одной из областей применения искусственного интеллекта (ИИ) и практик алгоритмического управления в социальной сфере. Эмпирическим объектом анализа являлись представители студенческой молодёжи в трёх российских городах - Москве, Белгороде, Кызыле. Более половины респондентов во всех регионах указали на то, что влияние технологий ИИ на жизнь людей будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Анализ модельной ситуации - возможности широкого использования социальных рейтингов - фиксирует, что поддерживали эту идею около трети респондентов во всех регионах. В столице большая часть респондентов идею внедрения алгоритмов социальных рейтингов не поддержали, тогда как в других регионах большая часть опрошенных затруднились с оценкой этого вопроса. Наблюдается рост уровня поддержки и представлений об оценках алгоритмов социальных рейтингов как справедливых по мере удаления от столицы. По всей видимости, общая цифровая продвинутость московского региона сопровождается ростом представлений о неоднозначных социальных последствиях использования ИИ и алгоритмических решений и приводит к большей осторожности респондентов в оценке перспектив этих технологий. Результаты многомерного статистического анализа показывают, что дифференциация поддержки/неподдержки идеи широкого использования социальных рейтингов связана с общими установками по отношению к новым технологиям, особенностями цифрового медиапотребления, ценностными ориентациями, отдельными характеристиками социальной демографии. Неоднозначная оценка перспектив внедрения социальных рейтингов, отношение значительной доли опрошенных к алгоритмическим решениям как несправедливым говорят о необходимости взвешенных управленческих решений, в центре которых должны быть интересы развития человека и гуманистического потенциала общества.
Проблема сформированности и устойчивости общероссийской идентичности молодёжи приобрела особую актуальность и значимость в условиях возрастающих геополитических рисков и социокультурной конфронтации. В ценностно-мировоззренческих основах идентичности студентов наглядно проявляются противоречия между двумя основными социокультурными кодами: традиционным и современным. Разрешение данного противоречия может привести к повышению устойчивости общероссийской идентичности либо к постепенному её ослаблению. Результаты исследования свидетельствуют, что основные элементы традиционной российской ценностной матрицы сохраняют своё значение как основы общероссийской идентичности. Отсутствие значимых различий в оценках респондентов из числа русского и северокавказских народов, православных и мусульман свидетельствует об интегративной роли традиционных российских ценностей для народов, обладающих различными этнокультурными идентичностями. В иерархии идентичностей приоритетной для респондентов является локальная. Далее следуют общероссийская гражданская, ценностно-мировоззренческая и этнокультурная идентичности, принадлежность к «русскому миру». Маркёром ценностно-мировоззренческих различий между традиционалистами-коллективистами и модернистами-индивидуалистами является отношение к религии. Выявлено наличие статистически значимых различий в позициях нерелигиозных респондентов и верующих. Респонденты, не относящие себя ни к какому вероисповеданию, обладают менее выраженными этнокультурными и религиозными основаниями идентичности. Сформированность традиционных основ общероссийской идентичности молодёжи интерпретируется как свидетельство высокой степени общенациональной консолидации в полиэтничной молодёжной среде. Значимость традиционных идентификационных ценностей косвенно подтверждает наличие частичной деполитизации идентичности, её переход в социокультурное измерение, что снижает риски этнополитической конфликтности.
Актуальность выбора объекта анализа связана с тем, что попытки объяснить «кто, как и почему приходит к терроризму» в начале XXI века привели к возникновению исследовательской гипотезы о том, что предиктором терроризма является радикализация. С этого момента началось формирование направления исследований феномена радикализации в зарубежной науке, динамичное развитие которого сложилось в междисциплинарную исследовательскую область во втором десятилетии XXI века. В статье представлены результаты наукометрического анализа современного состояния исследований радикализации в российском и зарубежном научно-исследовательском поле, обозначены тенденции и направления, очерчены возможности и ограничения его развития в России. Выбор 2014-2023 гг. в качестве временного периода для анализа определяется как научной продуктивностью исследований радикализации в зарубежной науке в те годы, так и тем, что в России исследования радикализации появились только в этот период. По результатам количественного и качественного анализа российских и зарубежных публикаций в статье обозначены специфические характеристики современного состояния исследовательской области. Ключевой вывод заключается в том, что в изучении радикализации российские исследователи отстают как минимум на десятилетие от зарубежных, также были обозначены причины отставания и возможности развития научного направления в отечественной науке.
В статье рассматривается процесс развития и усложнения страхов, начиная с перехода от традиционного общества к «обществу риска» и «мировому обществу риска» и далее к современному обществу, сущностными чертами которого, согласно антропосоциокультурному подходу Н. И. Лапина, являются «синергийные сложности». Они представляют собой реалии как результат нелинейного процесса их становления в контексте прошлого, настоящего и будущего. Их имманентная суть проявляется в саморазвитии, самоорганизации и гибридизации природы, социума, технологий, что выражается в эмерджентных эффектах неустойчивости, неравновесности, динамического хаоса, которые производят страхи для людей перед неопределённостями настоящего и будущего. Конкретно рассматриваются два типа синергийных сложностей, являющихся детерминантами «культуры страха» (У. Бек) и становления специфического рынка страхов, на котором доминируют инсценированные страхи сложного типа и продаются средства их «лечения». Однако содержание страхов детерминировано не только глобальными трендами преобразования мироздания, но и локально-национальными факторами, и прежде всего генотипом культуры страны. В связи с этим критически анализируются зарубежные прагматические подходы к минимизации страхов, которым противопоставляются исследования отечественных учёных, предлагающие культурно обусловленные средства их преодоления. В заключение авторы обосновывают контуры концепции стратегии рефлексивного лечения страхов, нацеленной на противодействие проникновению инсценированных страхов в сознание российской молодёжи.
В статье актуализируются проблемы типологического анализа молодёжи по характеру здоровьесберегающего поведения, среди них особо выделяются вопросы формирования типообразующих признаков. Это те теоретические конструкты, характеристики, на основе которых происходит отнесение респондента к той или иной типологической группе - носителю определённого социального типа. На роль типообразующих признаков претендуют различные показатели здоровьесберегающего поведения. Их выбор зависит от множества факторов: от специфики изучаемой совокупности, от основания типологии, от цели, ради достижения которой проводится типологический анализ, от накопленного опыта исследовательских практик использования показателей и др. В статье представлены результаты поискового исследования, посвящённого изучению представлений молодёжи о здоровьесберегающем поведении. Исходная методологическая предпосылка заключалась в том, что эвристический потенциал показателей здоровьесберегающего поведения как типообразующих признаков в разных группах молодёжи различен. Правдоподобность этой предпосылки была подтверждена в процессе анализа текстовых данных, полученных методом неоконченных предложений. С опорой на построение пирамид обобщений (по данным опроса трёх возрастных групп молодёжи) были выявлены структурные элементы образа «здоровьесберегающее поведение» (элементарные обоснования, элементы, компоненты), определены доминирующие компоненты. В результате выдвинуты предположения об адекватности тех или иных методических решений при формировании типообразующих признаков.