Архив статей журнала

ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЕТХОВЕНА В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КИТАЯ (2023)
Выпуск: Т. 4 № 1 (2023)
Авторы: Дун Синьюань

Фортепианные произведения Бетховена рассматриваются в статье как эффективный образовательный инструмент практического обучения молодых китайских пианистов, формирования их исполнительских навыков и интерпретационных качеств. В современном Китае бетховенский репертуар стал обязательной частью музыкального образования и основой различных национальных просветительских программ и проектов. В статье кратко описывается исполнение ведущими китайскими пианистами бетховенских сонат в контексте артистического стиля и воплощения авторского замысла. Для фортепианных классов китайских вузов освоение сонат великого венского классика - индикатор комплексного развития студента, уровня не только его технологических навыков, но и способности мыслить, выражать художественное содержание исполняемого произведения, выявлять его архитектонику, жанровые и стилистические спецификации. Это настоящая «энциклопедия» базового пианистического арсенала любого пианиста - конфигурации рук и пальцев, «рессорной» гибкости запястий, градаций звукоизвлечения, использования педали, динамической амплитуды, выявления лексической структуры произведений. Но самым значимым для китайских молодых пианистов, находящихся в ментально иной среде, с другими традициями и смысловыми коннотациями, является приобщение через бетховенское творчество к европейской культуре, системе просветительских координат и общественному пространству, в котором заложен «код» музыкального языка, эстетических принципов и нравственных ценностей предыдущих поколений и эпох.

Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗАХ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ (2023)
Выпуск: Т. 4 № 1 (2023)
Авторы: Го Юйсюань

В настоящее время учебный процесс концертмейстерского класса даже в крупных городах Китая находится ещё в периоде своего становления, существенно отставая от специального фортепианного класса, других музыкальных профилей в вузе. Но есть значительная востребованность этой профессии в общественно-культурном пространстве государства. Автор рассматривает формируемые универсальные пианистические навыки, имеющие в концертмейстерском классе другую контекстуальную направленность. Это, в частности, тактильная сфера, регуляция музыкального времени, использование педализации, чтение нот с листа, транспонирование, навыки фактурной импровизации, аранжировки и подбора аккомпанемента по слуху. Концертмейстер должен иметь высокую мотивацию к ансамблевому исполнительству, представлять вокальную технологию, типы голосов, их тесситуру, основной репертуар, его жанровую, стилевую и национальную атрибутику, учитывать психологические качества певца, его сценический опыт, физическое состояние. В концертмейстерском классе, помимо развития технологических навыков и формирования художественных качеств, у обучающихся необходимо воспитывать дух сотрудничества, потребность «слышать» и «слушать» партнёра, а также сильную способность адаптироваться к изменениям в исполнительстве. Аккомпанемент, как самостоятельный учебный предмет и исполнительское искусство, имеет значение, равное ценности фортепианного соло.

Сохранить в закладках
ЖАНР СОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММНОЙ ПЬЕСЫ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (2022)
Выпуск: Т. 3 № 3 (2022)
Авторы: Шумилова Елена Николаевна

Автор обращается к мотивации использования жанра современной программной пьесы в фортепианном классе музыкально-педагогического вуза. При выборе репертуара необходимо учитывать как индивидуальность студента и методическую целесообразность, так и возможную востребованность в его последующей профессиональной деятельности. В статье указывается на снижение значимости исполнительской подготовки в современном музыкально-педагогическом образовании, что негативно сказывается на профессиональных компетенциях будущего специалиста. Одним из технологических механизмов решения данной проблемы может быть актуализация современных пьес академической направленности с высоким художественным содержанием. Сегмента, занимающего еще недостаточно подобающее положение и статус в музыкально-учебном репертуаре. В качестве обоснования приводятся такие аргументы, как значительное разнообразие технологических и фактурных трудностей и размеров сочинения, стилистическое разнообразие и почти всегда ярко выраженная программность, что позволяет развивать в исполнителе такие творческие качества, как фантазию, творческое мышление, потребность в звукотворчестве. Этот жанр - точный индикатор очень многих объективных музыкальных спецификаций, а также индивидуальных аллюзий, исполнительских внемузыкальных ассоциаций, что даёт широчайшие возможности для профессионального и творческого развития обучающихся и успешности их последующей педагогической деятельности.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 2 (2022)
Авторы: Матвеев Никита Валерьевич, Лазарева Елена Иосифовна

Статья посвящена рассмотрению особенностей маркетинговой системы образовательных организаций, с позиции ее построения и управления ей высшим и оперативным менеджментом. Актуальность исследования обусловлена не только низким уровнем развития научного аппарата в данной области, а и в целом отсутствием универсальных подходов к организации маркетинговой деятельности вузов в силу того, что понимание о необходимости подобных мероприятий в образовательных организациях на сегодняшний день только формируется. Целью исследования является рассмотрение ключевых особенностей маркетинговых систем организаций высшего образования в современных условиях, лежащих в основе построения подходов к ведению управленческой деятельности в данной области. К результатам исследования относится характеристика существующих подходов к организации маркетинговой деятельности на примере ряда крупнейших вузов России, а также формулировка перечня задач, которые стоят перед маркетинговыми службами и менеджментом вуза, и нацелены на повышение его конкурентоспособности в современных условиях. Полученные результаты восполняют часть пробелов научного аппарата в области подходов к построению и управлению маркетинговыми системами образовательных организаций, позволяют им сформулировать видение стоящих перед менеджментом задач, а также являются базисом для дальнейших научных изысканий в области организации маркетинга вузов и управления им.

Сохранить в закладках
МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2022)
Выпуск: Т. 3 № 2 (2022)
Авторы: Ли Маньи

Автор обращается к понятию учебной мотивации, основываясь на трудах известных учёных-психологов, структурирует и классифицирует внешние и внутренние факторы, влияющие на интерес младших школьников к занятиям по фортепиано с психолого-регулятивных позиций, фиксирует громадный развивающий и образовательный потенциал воздействия музыкального искусства на личность ребёнка. По итогам проведённого эмпирического исследования в статье конкретизируются «факторы ребёнка» и «факторы учителя», а также типы интереса - личный и ситуативный, соотношение и значимость внешних и внутренних условий. В качестве доминирующего, в статье формулируется «фактор успеха», как наиболее актуальный на этом этапе учебного процесса фортепианного класса.

Сохранить в закладках
МЕТОД Д. ЭСТИЛЛ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ВЫРАЖЕНИЯ СЕМАНТИКИ ФОЛЬКЛОРНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 2 (2022)
Авторы: Виноградова Жанна

Статья посвящена изучению звукового феномена с точки зрения образования в сфере этномузыкологии. Автор уточняет известные модели и характеристики певческого голоса и вводит новые критерии и разработки совершенствования вокального обучения. Музыкальное содержание фольклорного текста складывается из множества стилевых особенностей (ритма, многоголосия, лада и т.д.), находящихся в прямой зависимости от звуковых характеристик - громкости, артикуляции, дыхания, тембра, энергетики звучания, интонации, тесситуры, темпа. В учебном процессе стоит множество задач, таких как анализ акустических свойств звука в народной традиции, а также функции звука (певческого, разговорного) в конкретной бытовой ситуации. Автор выявляет факторы, способствующие и воздействующие на формирование звука. Это специфика ситуации, в которой формируется звук, жанровая атрибуция, историко-стилевые характеристики, гендерный и возрастной состав исполнителей и т.д. Часть перечисленных черт относится к факторам стабильным (например, особенности голосового аппарата), другие - к мобильным (жанр, региональная принадлежность, бытовая ситуация). Анализ феномена звука в жанрах на пересечении устной и письменной традиций обуславливает поиск эффективных технологических инструментов выражения семантики народного интонирования в вокальном классе как фонационной работе обучающегося. Одним из таких инструментов выступает метод Джо Эстилл, чей подход позволяет выявить, систематизировать и структурировать последующую систему упражнений (обязательные фигуры для голоса), позволяющих не только улучшить вокальные, но и речевые навыки обучающихся, при этом обеспечить здоровье и сохранность голоса.

Сохранить в закладках