ISSN 2313-2302 · EISSN 2408-8900
Язык: ru

ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ

Архив статей журнала

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ В РОССИЙСКОЙ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ОРЕХОВА А.М., ПЛАТОНОВОЙ С.И., МАРАЧА В.Г. И ДР. "СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ В ЗЕРКАЛЕ РОССИЙСКОЙ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: ДИСКУРСЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ" (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Латыпов Ильдар Абдулхаевич

Вопросы истоков, движущих сил и путей развития общества – «вечные» и в мире, и в России («Кто виноват?», «Что делать?»…).

Сохранить в закладках
ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ: К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФА (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Рыбаков Олег Юрьевич

29 апреля 2024 года в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Философия Иммануила Канта и современность. К 300-летию со дня рождения философа», организованная кафедрой философии и социологии.

Сохранить в закладках
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОТ МОНОТЕИЗМА К МОНИЗМУ (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Фролова Евгения Антонова

Исламская цивилизация, с точки зрения эффективности внутренних сил, есть движение борьбы, в котором расплавилось большое количество бинарностей, таких как эмоция и разум, религиозное и светское, дух и тело.

Сохранить в закладках
КОНФУЦИАНСКИЙ ТЕЗИС О МОРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЕЕ РАЗВИТИИ (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Цай Вей-Динг, Чистякова Ольга Васильевна, Чистяков Денис Игоревич

Цель данной статьи - изучить конфуцианский тезис о нравственной политике. Сравнивая три типа управления, мы более подробно анализируем мысли Конфуция о проблематике нравственной политики, подчеркивая внутреннюю напряженность между моралью и политикой. Сложность этой концепции будет продемонстрирована при обсуждении ее развития, чтобы можно было выдвинуть на первый план вопрос об обоснованности. Чтобы провести всесторонний анализ моральной политики, необходимо сначала рассмотреть три различных подхода к ее разработке. Основанную на кровном родстве систему управления феодальной системы Западного Чжоу мы называем Лю-Чжи (禮治). Это подразумевает использование обрядов (禮) в качестве основного средства государственного управления. Для сравнения, административный метод, основанный на морали, известен как Дэчи (德治). Третий, Фэчи (法治), означает, что законы являются основой государственного управления. Взаимозависимость обрядов, морали и права делает невозможным простое разделение трех способов управления.

Сохранить в закладках
ЭТИКА КОНФЛИКТА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Черняк Алексей Зиновьевич

В исследовании конфликт понимается главным образом как действия, направленные на причинение вреда противоборствующей стороне, поскольку только в этом смысле война рассматривается как объект моральных оценок и рекомендаций. Авторы обращаются к проблеме трансформации роли Теории справедливой войны (JWT), которая в настоящее время является доминирующей этикой войны и определяет суть различия между справедливой и несправедливой войной. В исследовании освещаются проблемы использования JWT, более подробно анализируется проблема согласования JWT с меняющимися реалиями войны. Авторы рассматривают и критикуют решение Н. Фотиона, согласно которому используются две разные модификации JWT вместо одной - JWT для регулярных и нерегулярных войн. Были проанализированы наиболее очевидные альтернативные решения, и авторы пришли к выводу, что наименее проблематичным решением является отказ от отождествления морально оправданных войн со справедливыми и допущение существования морально оправданных войн, которые не являются справедливыми. Это позволяет мне

Сохранить в закладках
УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ УНИВЕРСАЛИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНСТРУКТ (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна

Исследование посвящено статусу и роли утопического сознания в социуме и культуре. Автор полагает, что утопический компонент присущ любому человеческому целеполаганию и проектированию. Проект - результат недовольства наличной реальностью, он несет в себе стремление к переменам, радикальным перестройкам, но на первых порах в человеке доминирует желание и еще не оформленный образ - как цели, так и пути ее реализации. Поэтому первая фаза проектирования всегда утопична. В социокультурном проектировании это «образ Эдема», который лишь позже перерастает в реалистичные планы и подбор средств, в учет обстоятельств. Однако утопическая составная в качестве идеала остается вдохновляющим моментом при четком различении идеала и реальности. Утопическое сознание обретает черты иллюзорного, когда идеал переносится в конкретное действительное пространство и время. Тогда люди пытаются либо «переехать» в Эдем, либо перевезти его к себе, либо стремительно его реализовать, спеша и утомляясь. В первом случае происходит отказ от собственного «проекта лучшего», во втором собственный проект пытаются выполнить без учета реальных возможностей. В обоих случаях в силу отсутствия реализма следует разочарование. В исследовании также анализируется утопическое сознание как социальный конструкт, создаваемый влиятельными социальными группами для реализации своих интересов. Этот конструкт распространяется с помощью СМИ. Автор полагает, что идеологии, в том числе производимые наличной властью, всегда одновременно являются утопиями для масс. Коротко рассматриваются две мощные современные утопии - глобалистско-технократическая и консервативно-архаическая, отмечается их нереалистический характер, ведущий к последующим разочарованиям.

Сохранить в закладках
БХАГАВАД-ГИТА СКВОЗЬ ПРИЗМУ КАНТОВСКОЙ ЭТИКИ (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Кортунов Вадим Вадимович, Лапшин Иван Евгеньевич, Панюков Александр Иванович

В исследовании анализируется одно из главных произведений индуистской философии - “Бхагавад-Гита”, оказавшее огромное влияние на развитие восточного образа мира в целом и индуистского в частности. Рассматривается концепция путей, ведущих к освобождению и познанию “Я”, Бога, бытия и небытия. Авторы приходят к выводу, что путь познания (Джняна Марга), хотя и должен содержать как интеллектуальные принципы, так и рациональные инструменты, содержит подчинение интеллекта интуиции, что противоречит европейской философской мысли. Другим путем освобождения является путь действия (служения) - Карма-Марга, самой трудной задачей которого является преодоление интереса к совершению действия. Служение должно быть свободно от эгоистических соображений. Здесь Кант выразил взгляды, очень близкие к Карма-Марге, сосредоточив внимание на философском анализе морального и правового. В качестве доказательства авторы приводят примеры человеческих поступков, которые невозможно оценить однозначно.

Сохранить в закладках
О ЕВРОПЕЙСКИХ КОРНЯХ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ В ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКЕ ХХ-XXI ВВ. (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Скворцова Елена Львовна

Во второй половине ХХ в. в Японии активизировалась эстетическая мысль, призывающая изучать художественное национальное наследие, с обязательным применением приемов герменевтики. Возникла насущная необходимость использования западной формы философствования и компаративистских исследований. Появились и другие направления мысли, ориентированные на национальное обособление, усиление акцента на специфичности своей культуры вообще и природы искусства и художественного творчества в частности. Они были представлены такими учеными, как Сакабэ Мэгуми, Сасаки Кэнъити, Иваки Кэнъити. В итоге обозначились две достаточно яркие, но разные тенденции в японской эстетике. Они расходятся по ряду вопросов, связанных со статусом эстетики как философской науки и искусства как профессионального занятия. При этом представители обоих направлений считают себя наследниками идей известного философа Нисиды Китаро. Так, Амагасаки Акира, разделяя позицию об изменении статуса искусства в эпоху доминирования массовой культуры, предложил отказаться от самого института искусства, подразумевающего профессионализм, высокое качество работы, систематическое обучение и так называемый сакральный горизонт, т.е. стремление к выходу за рамки обыденности, характерного для обычного западного представления об искусстве. Эстетика рубежа ХХ-ХХI вв. продемонстрировала разнонаправленность интенций японских ученых. С одной стороны, это стремление к теоретической реконструкции мировоззренческих оснований традиционной национальной художественной мысли, тяготеющее к философскому анализу обширного наследия национальной художественной практики с использованием приемов западной науки. С другой - наблюдается и обратное движение под лозунгом «назад - к традиции!», развивающее иную тенденцию и обосновывающее истинную реальность и уничтожающую любые генерализирующие формулы и схемы, которую можно охарактеризовать как радикальный эстетический номинализм.

Сохранить в закладках
КOСМОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП ВОЙНЫ В ТРАКТАТЕ CУНЬ-ЦЗЫ "БИН ФА" (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Абраменко Владимир Петрович

Впервые проведен анализ текста древнекитайского трактата «Искусство войны» (兵法 бин фа ) с точки зрения наличия в нем архетипических конструкций, предназначенных для укрощения хаоса в таком явлении человеческого социума, как война. Этот письменный труд китайского стратега и мыслителя Сунь-цзы досконально разобран на фразы и слова специалистами различных дисциплин, однако все в одном ключе - в ключе боевых действий. В настоящей работе сформулированы иные цели исследования данного трактата, состоящие в отслеживании процесса встраивания элементов ратного дела в космологический архетип Дао. Особо отмечено, что Сунь-цзы созданием «Бин фа» осуществил то, чего не удалось сделать ни одному теоретику военного искусства. Он соорудил космологический архетип войны в виде последовательного набора пяти архетипических элементов: Дао, Небо, Земля, Полководец, Закон, - опираясь в своем конструировании на даосскую модель космологического архетипа Дао. В мировую триаду Небо - Человек - Земля вместо Человека Сунь-цзы установил военного субъекта: Полководца - главнокомандующего, Воина. Отныне Полководец, который владеет воинским ремеслом, должен отвечать за судьбу своего народа, обеспечивать безопасность государства, его мощь и неуязвимость. Прослеживается, что, по существу, цивилизация выступает в качестве питательной среды для воинов и войны, а даосизм, как и конфуцианство, могут быть инкорпорированы в цивилизационное пространство только при поддержке ими господствующей государственной идеологии.

Сохранить в закладках
БОРЬБА С КОРРЕЛЯЦИОНИЗМОМ: СПЕКУЛЯТИВНЫЙ РЕАЛИЗМ ПРОТИВ ХАЙДЕГГЕРА (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Девайкин Игорь Александрович

Основная проблема, которую пытается решить спекулятивный реализм в лице Квентина Мейясу, Грэма Хармана и Рэя Брассье, - преодоление корреляционизма. Двумя важными фигурами, сыгравшим ключевую роль в становлении корреляционизма, объявляются Иммануил Кант и Мартин Хайдеггер. Корреляционизм являет собой такой тип философствования, который постулирует, что человек обладает доступом лишь к связи (корреляции) между субъектом и вещью самой по себе, но не к этим инстанциям по отдельности. Корреляция зачастую имеет антропный характер, т.е. ей является язык, социальные практики, культура, сознание, история, смысл и так далее. Спекулятивный реализм стремится преодолеть корреляционизм и показать, как можно приблизиться к вещи самой по себе. Хайдеггер сыграл значимую роль в становлении корреляционима - спекулятивные реалисты находятся с ним в активном диалоге. Показывается, что интерпретация и критика идей Хайдеггера спекулятивными реалистами несостоятельна. Спекулятивные реалисты зачастую являются еще большими корреляционистами, чем Хайдеггер, поскольку подменяют понятие вещи самой по себе вещью для нас. Делается вывод, что преодолеть корреляционизм нельзя, но необходимо снизить его влияние посредством ряда техник. К числу таковых практик относится восстановление представления о кантовской вещи самой по себе. Также необходимо ввести представление о пассивном субъекте, который снижает свои познавательные притязания и переключает внимание на аффицированние вещи самой по себе. Кроме того, нужно помнить, что человеческий род не является центром мировой драмы, и судьба его зависит от того, насколько бережно он научится обращаться с независимо существующими от него природными силами, чтобы избежать климатической катастрофы.

Сохранить в закладках
ИСКУССТВО И НАУКА КАК ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Коломиец Галина Григорьевна

Автор определяет предмет эстетической гносеологии во все более усложняющемся процессе единой метасистемы искусства, науки и техники. Используя понятие «эстетическая гносеология», автор следует изначальной предпосылке эстетики как философской науки в области гносеологии, открытой А.Г. Баумгартеном, как науки о чувственном познании, способности прекрасно мыслить образами, а затем обогащенной эстетической идеей И. Канта о трансцендентальной способности эстетического суждения, требующего выхода в творческую деятельность в искусстве и науке. Автор отмечает амбивалентность во взглядах современных философов и ученых-физиков по вопросу взаимоотношения искусства и науки, рационального и внелогического, логики и интуиции, ссылаясь на авторитет ученого Е.Л. Фейнберга. При этом подчеркивается мысль, что единству антропосоциоэкологической усложняющейся метасистемы способствует эстетическая гносеология. Внимание обращено к эстетическому идеалу гармонии, присутствующей в искусстве, науке, технике. Так, для музыкального творчества новейшего времени характерно математическое усложнение звуковых соотношений с помощью современных компьютерных технологий, подобно усложнению динамики развития в целом всей метасистемы науки и искусства, в которой важно подчеркнуть действие интуитивного начала в эстетическом сознании человека. Для эстетической гносеологии проблема врастания науки в искусство является актуальной. В современной эстетике наблюдается тенденция снижения «прекрасного» и усиления интереса к необычному в искусстве благодаря новым технологиям, открывающим тайны эстетического бессознательного. Резюмируя, автор утверждает мысль о том, что эстетическая гносеология обусловливает формы новейшего искусства и научного знания как единой метасистемы и что человечеству для цели своего существования необходимо единство искусства, науки и техники. Этому способствует интуиция и глубинное эстетическое свойство со способностью воображения и символического мышления. Искусство и наука стремительно эволюционируют в усложняющемся интеграционном процессе, направленном на желание человека реализовать творческие идеи на основе сверхчувственного, чувственного и эстетического познания.

Сохранить в закладках
О СУПЕРВЕНТНОСТИ (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Петров Василий Борисович

Предложена логическая формализация отношения супервентности, позволяющая представить ее как логическое, теоретическое либо фактическое отношение между отдельным свойством и другим свойством, между отдельным свойством и множеством свойств, между двумя множествами свойств. Охарактеризованы основные логические свойства этих отношений, дана оценка известных определений слабой индивидуальной супервентности, сильной индивидуальной супервентности и глобальной супервентности, связанных с концепцией возможных миров, с позиции предложенной формализации. Подчеркнуто различие между пониманием термина «свойство» в классической логике предикатов и пониманием этого термина за ее пределами. Рассмотрены возможные интерпретации тезиса Д. Дэвидсона о супервентности ментальных характеристик на физических характеристиках. Продемонстрировано, что тезис Дэвидсона не соответствует ни одному из отношений супервентности, формализация которых была представлена. Приведен пример схемы идеального гипотетически возможного эксперимента, результаты которого могли бы опровергнуть тезис о супервентности ментальных характеристик на физических. Выдвинуты аргументы в пользу скептической позиции относительно возможности решения проблемы супервентности ментального на физическом. Описаны два типа возможных ситуаций, в которых может быть обнаружена супервентность одних свойств на других свойствах. Показано, что в ситуациях каждого из этих типов отношение супервентности обнаруживается в качестве следствия какого-либо более сильного типа связи, тем самым выявлена его вторичность относительно реально фиксируемых в опыте либо теоретически обосновываемых корреляционных зависимостей между свойствами (множествами свойств) изучаемых объектов. Сделан вывод, что значение идеи супервентности в аналитической философии переоценено.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →