ISSN 2071-8284 · EISSN 2949-1150
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Архив статей журнала

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ, СВЯЗАННЫМ С ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: Сабирова Ирина Александровна, ЛЯПИН АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

Введение. Профессиональная деятельность сотрудников полиции, ориентированная на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрану общественного порядка, требует сформированной готовности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

С другой стороны, физическая подготовка является важным средством всестороннего и гармоничного развития личности, что ориентирует на повышение качества теоретических знаний будущих сотрудников территориальных органов МВД России и их осознанное использование в личностном совершенствовании и самосовершенствовании. Вместе с тем в научной литературе не полном объеме раскрыты вопросы по организации теоретического раздела физической подготовки в вузах МВД России.

Методы. Использован комплекс общенаучных методов познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Результаты. Процесс формирования теоретических знаний обучающихся в ведомственных вузах по дисциплинам, связанным с физической подготовкой, следует реализовывать с соблюдением ряда требований, таких как: ориентация процесса обучения на формирование представлений о духовных, материальных и культурных ценностях физической культуры; система социальных ценностей; поэтапное освоение теоретических знаний; применение общепринятых форм организации процесса обучения, направленного на освоение знаний, умений, навыков; привлечение обучающихся к самостоятельной работе, в том числе по углублению теоретических знаний; формирование оценочных критериев по теоретической подготовленности обучающихся.

Данный процесс состоит из ряда взаимосвязанных этапов: формирование осознанного восприятие учебной информации и понимание её содержания; осмысление изучаемого материала, понимание прикладной значимости получаемых знаний; запоминание и сохранение полученной информации за счет активного привлечения обучающихся к процессу повышения качества теоретической подготовленности; использование полученных знаний на практике.

Представлен дидактический аспект теоретической подготовки обучения будущих сотрудников территориальных органов МВД России по дисциплинам, связанным с физической подготовкой, основанный на акцентированных принципах, формах, средствах и методах.

Сохранить в закладках
УЧАСТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Супрунов Александр Германович

Введение. Современное развитие личности будущего полицейского невозможно без понимания сущности профессионального общения. В статье рассматривается организация образовательной среды путем включения обучающихся во внеаудиторную деятельность, которая выступает педагогическим условием в качестве организованного комплекса мероприятий, решающих специальную задачу по формированию профессионального общения будущего полицейского.

Автором указаны основные направления внеаудиторной деятельности с учетом специфики образовательной среды образовательной организации МВД России (различные виды практик, научно-исследовательская внеаудиторная деятельность, профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие, работа лекторских групп).

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и документальных источников, опрос (на основе опросника межличностных отношений А. А. Рукавишникова (ОМО), тестирование обучающихся по методике «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус), анкетирование.

Результаты исследования: по итогам включения обучающихся во внеаудиторную деятельность как педагогического условия формирования профессионального общения были получены данные, указавшие на фактор «направленность на себя», который показал тенденцию к снижению данного показателя с 58,18 % до 37,18 % (p = 0,01), изменение к «направленности на взаимодействие» с 17,44 % до 29,79 % (p = 0,01) и «направленность на задачу» с 24,54 % до 32,78 % (p = 0,05).

Положительный результат в формировании профессионального общения выразился в специально организованных направлениях, формах и методах работы внеаудиторной деятельности, где обучающимся необходимо было понять сущность качественного решения задач на взаимодействие и сотрудничество, а основой выступили интеллектуальное творчество, идеи и знания теоретических основ процесса коммуникации, командная работа с учетом индивидуальных предпочтений.

Обучающиеся, принимавшие участие во внеаудиторной деятельности, чаще проявляли инициативу в процессе коммуникации, брали ответственность на себя («проактивный тип»), а также контролировали эмоциональные и поведенческие проявления с 40,22 % до 64,89 % (p ≥ 0,01) в общении с различными категориями субъектов.

Таким образом среди обучающихся, включенных в различные направления внеаудиторной деятельности, отмечена эффективность в формировании профессионального общения, инициатива, умение адекватнее реагировать на изменения коммуникативной ситуации с различными категориями граждан, предупреждать конфликтные реакции.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАДРОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: РОЖКОВ АНТОН АЛЕКСЕЕВИЧ, БЕЛЯЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

Введение. В статье раскрываются положения, направленные на развитие приоритетного профиля подготовки «Деятельность кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел».

Авторы приводят историческую справку о развитии ведомственного образования органов внутренних дел и появлении специализации (профилизации) образовательных организаций системы МВД России и анализ научных статей, посвященных данной проблематике.

В соответствии с приказом МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных организаций МВД России»1 Санкт-Петербургский университет МВД России наделен функциями учебно-научного центра, деятельность которого направлена на подготовку сотрудников для подразделений по работе с личным составом; оказание методической помощи органам, организациям, подразделениям МВД России в разрешении выявленных проблем, обеспечение их информационно-справочными материалами; на научное обеспечение служебной деятельности.

В статье представлен анализ результатов работы университета по реализации приоритетного профиля подготовки за период с 2021 г. по 2024 г.

Предметом анализа явились основные профессиональные образовательные программы, программы дополнительного профессионального образования, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемые в университете; методическая работа, проводимая в интересах подразделений по работе с личным составом органов,организаций МВД России; проводимые научно-представительские и организационно-методические мероприятия в рамках реализации приоритетного профиля подготовки в университете.

Результатом проведенного анализа являются выводы авторов о факторах, сдерживающих развитие приоритетного профиля подготовки в университете и необходимости преобразования организационной структуры, обеспечивающей реализацию приоритетного профиля подготовки.

Цель: поиск путей совершенствования деятельности по развитию приоритетного профиля подготовки «Деятельность кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел».

Методы. В процессе исследования применялись методы: формальной логики, анализа нормативных правовых актов, системный, исторический, статистический анализ.
Результаты: Полагаем, что описанный в статье опыт реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел» и выявленные противоречия в данном направлении деятельности Санкт-Петербургского университета МВД Росси позволят определить перспективы дальнейшего развития приоритетного профиля подготовки.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПРОБАЦИИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: ПАШУКОВА АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА, КИРИЛЛОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Введение. В статье рассматриваются методические основы формирования готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к реализации функций пробации. Пробационные мероприятия требуют от специалистов особых знаний и навыков, связанных с оценкой риска рецидива, ведением учетно-аналитической работы и взаимодействием с различными социальными институтами. Представлены подходы к подготовке будущих специалистов, включая теоретические и практические аспекты обучения. Обосновывается важность разработки и внедрения психологических программ, направленных на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств у будущих специалистов.

Методы: анализа, сравнения и моделирования. Рассматривается модель формирования готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к выполнению функций пробации. Пробация как институциональная форма контроля и реабилитации правонарушителей требует от специалистов специфических знаний и навыков. Выделяются ключевые компоненты модели и предлагаются механизмы ее реализации в образовательных организациях ФСИН России.

Результаты. Формирование готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к реализации функций пробации - это приоритетная задача, требующая внимательного подхода к образовательным методам и программам подготовки. В этом контексте авторы выделили несколько ключевых аспектов, которые должны быть достигнуты при подготовке курсантов образовательных организаций ФСИН России (понимание концепции пробации; формирование профессиональных компетенций; разработка методологии обучения; социальная и психологическая подготовка; практическое взаимодействие и т. д.).

Данные аспекты помогут повысить качество подготовки будущих сотрудников, что в свою очередь будет способствовать эффективной реализации функций пробации в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

Сохранить в закладках