Архив статей журнала
Введение. В современных сложных социальных и политических условиях цели иноязычной подготовки нуждаются в переосмыслении для решения актуальных образовательных задач.
Проведенный анализ традиционных компонентов цели иноязычной подготовки в организациях высшего образования неязыковых вузов позволил выявить дефициты в теории и практике. Установлены основные традиционные векторы исследования в области совершенствования иноязычной подготовки: коммуникативный аспект; интеграция иноязычного и профессионального образования; ознакомление с культурой стран изучаемого языка.
Методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, классификация, аналогия, включенное наблюдение.
Результаты. Образовательный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык», помимо решения традиционных задач формирования и развития иноязычных и коммуникативных умений и навыков, состоит в возможности его использования для развития универсальных и профессиональных компетенций, а также личностного развития в профессиональной деятельности.
Не является исключением иноязычная подготовка будущих сотрудников подразделений по вопросам миграции, практика которой только формируется.
Автором предложено обоснование новых, соответствующих современным реалиям, цели и задач иноязычной подготовки как части профессиональной подготовки будущих сотрудников подразделений по вопросам миграции к профессиональной деятельности.
Для осуществления таким образом расширенной цели иноязычной подготовки необходим пересмотр ее методологических основ. Обосновывается эффективность применения гуманитарно-антропологического, герменевтического и компетентностно-ориентированного методологических подходов.
Введение. Актуальным направлением развития теории и практики отечественного высшего образования являются методология и проектирование учебно-воспитательного процесса на основании реализации воспитывающего обучения.
На протяжении последних десятилетий во всей системе образования России наблюдается тенденция расхождения обучения и воспитания, нередко доходящая до их разновекторности в учебно-воспитательном процессе, который должен быть целостным.
Компетентностно-ориентированный подход, являющийся основой профессионального образования, в этих условиях должен быть дополнен антропологической методологией.
Методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование.
Результаты. Гуманитарно-антропологический поход обосновывает антропопрактику в качестве способа реализации взаимосвязи воспитания и обучения в образовательном процессе высшей школы. Она представлена как практика воспроизводства в образовании гуманности в ее значении, принятом в российской культуре.
В ней создаются условия для освоения знаний, развития опыта деятельности по образцу и в нестандартных условиях (что составляет компетентность), а также для осмысления ценностей профессии.
Ценности профессии мотивируют человека на выполнение трудовых действий, сущностно тяжелых, сложных, проблемных. Таким образом, в профессиональном образовании обучающийся получает возможность для осмысления нормативного и ценностного компонентов профессионального труда в их единстве.
Предложены этапы создания антропопрактик (концептуальный, этапы проектирования и сценирования), раскрыто их содержание. Технологизация деятельности педагога высшей школы в этом случае направлена на удержание ценностных оснований профессиональной деятельности.