Архив статей журнала

МОДИФИЦИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (2024)
Выпуск: № 3 (75) (12 ст.) (2024)
Авторы: Андреева Светлана Витальевна

Расстройства аутистического спектра (РАС) вариативны и в большинстве случаев отягощены речевыми нарушениями. Во всем мире признается главенство педагогической коррекции при снижении выраженности аутистических проявлений. Специализированным педагогом по коррекции речевых нарушений в рамках психолого-педагогического сопровождения в государственном образовательном учреждении является учитель-логопед. Анализируются речевые диагностические классификации, в рамках которых работают профильные специалисты в настоящее время в России. Делается акцент на проблематике использования общего недоразвития речи (ОНР) в структуре психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной. Приводится информация о подтвержденных исследованиями трудностях в применении средств общения у людей с РАС. Предлагается авторское модифицированное логопедическое обследование, учитывающее специфические нарушения при РАС: дефициты в области социализации, коммуникации и их влияние на формирование и развитие вербальной функции. Рассматриваются нарушения прагматического языка и их диагностика в структуре логопедического обследования. Приведены индикаторы понимания речи, социального контекста, критерии навыка использования детьми с РАС в общении социальной лексики разного уровня сложности. Предложено авторское определение термина «социальная лексика», отражающее субъективную оценку говорящего и способность анализа им социальных связей. Представлена структура лексической системы детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, отягощенными задержкой психического развития или умственной отсталостью. Данные получены в результате применения модифицированной версии логопедического обследования. Делается вывод о важности учета особенностей вербально-коммуникативного поведения детей с РАС в различных условиях среды, разграничении функциональной и нефункциональной речи в общем объеме вербальной продукции. Констатируется необходимость переноса сформированных вербальных навыков у детей с РАС из учебной среды в иную социальную. Изложенный материал основан на многолетнем практическом логопедическом опыте автора, полученном в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ МГППУ).

Сохранить в закладках
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У ВТОРОКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (2024)
Выпуск: № 3 (75) (12 ст.) (2024)
Авторы: Прищепова Ирина Владимировна

В статье представлены результаты исследования риска возникновения дизорфографии у второклассников с общим недоразвитием речи. Выделены три кластера испытуемых. У детей первого кластера отмечалась низкая степень риска возникновения смешанной формы дизорфографии, связанной с нарушением графической и отдельными недостатками фонематической основы орфографической деятельности. Школьники второго кластера продемонстрировали умеренную степень риска возникновения смешанной формы дизорфографии, связанную с недостатками морфолого-синтаксической и элементами недоразвития фонематической основы орфографической деятельности. У детей третьего кластера выявлена высокая степень риска возникновения смешанной формы дизорфографии, обусловленная нарушением морфологической (морфемной и морфолого-синтаксической) и деструктивностью элементов фонематической основы орфографической деятельности. Отмечается зависимость степени риска возникновения разных видов данного нарушения письма от характера и структуры его психологических и языковых механизмов. У выделенных кластеров учащихся данной категории обнаружена «мозаичность», неравномерность и разный уровень становления компонентов орфографической деятельности. Логопедическая работа с детьми с риском возникновения дизорфографии строилась с учетом системно-деятельностного подхода и была направлена на преодоление механизмов данного нарушения письма. Развивались представления о системе орфографической деятельности, об организации и ее функциональном составе, произвольном управлении при решении орфографических задач. Детей учили самостоятельно опираться на избранный ими стиль кодирования, тип реагирования, память определенной модальности, на универсальные этапы орфографической деятельности при актуализации, выборе и дифференциации написаний согласно правилам. Развитие орфографических обобщений, знаний, умений проводилось с учетом индивидуальных и типологических особенностей усвоения компонентов орфографической деятельности. Высокая эффективность проведенной логопедической работы по профилактике риска возникновения дизорфографии обеспечивалась применением системы рационально-логических и интуитивно-практических технологий овладения орфографией, приемами сопоставления и имитации, формированием умения произвольно управлять орфографической деятельностью, прогнозировать ее результаты и определять способы решения орфографических задач, а также мониторингом и преобразованием коррекционно-развивающего воздействия. Его эффективность подтверждена качественным, количественным анализом и статистической обработкой полученных данных, которые будут востребованы для решения вопросов профилактики нарушений письма у младших школьников.

Сохранить в закладках
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГОПЕДИИ НА ЮГЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР НА ПРОТЯЖЕНИИ XX ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР (2024)
Выпуск: № 2 (74) (11 ст.) (2024)
Авторы: Галан Марина Александровна

Развитие научного знания в области логопедии на юге Российской империи и СССР - сложный и противоречивый процесс. Его понимание возможно только через призму исторических, экономико-культурных, социальных условий развития этой территории, изучения и анализа всего комплекса процессов, протекавших в ХХ в. Ретроспективный анализ развития логопедии в обозначенный временной период позволит осмыслить историческое, теоретико-методологическое наследие, характер интегративных процессов, происходящих в логопедии на основе ее межсистемных и внутрисистемных связей с другими областями научного знания, оценить вклад исследователей в развитие данной научной области. Руководствуясь вышесказанным, можем утверждать, что сегодня чрезвычайно актуализируется проблема объективного анализа историко-педагогического наследия, осмысления и целесообразного использования позитивных идей прошлого. В статье рассмотрены этапы становления системы специального образования на территории Северного Причерноморья. Проведен анализ научных исследований отечественных ученых, которые занимались изучением вопросов развития и реформирования специального образования. Изучены вопросы становления системы коррекционного образования на указанной территории в историческом аспекте. Очерчены основные направления, по которым осуществлялась подготовка дефектологов. Сделан акцент на необходимости критического анализа историко-педагогических условий развития логопедической науки на южных территориях России как некоторого опыта для творческого осмысления в ходе современного развития логопедии в сложившейся социально-экономической, общественно-политической и культурологической ситуации.

Сохранить в закладках
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (2024)
Выпуск: № 2 (74) (11 ст.) (2024)
Авторы: Андреева Светлана Витальевна

Нарушение речевого развития при расстройствах аутистического спектра (РАС) является частым сопутствующим проявлением. Понимание речи ребенком с РАС является самым труднодиагностируемым навыком. Адекватное функционирование речевой системы ребенка с РАС базируется на понимании слышимой информации во взаимосвязи с анализом контекста общения, а также функциональным использованием речи в социальной среде. Констатируются особенности сенсорного восприятия детей с аутизмом, трудности обработки вербальной продукции. Рассматриваются необходимые условия для формирования навыка понимания речи на фонетическом, фонологическом, морфологическом, синтаксическом, семантическом и прагматическом уровнях организации речи. Анализируются причины возникновения речевых трудностей, влияющих на нормативное, социально приемлемое применение речи для коммуникативных, образовательных целей ребенком с РАС в процессе социального взаимодействия. Представлены теоретические данные о нормативном становлении речевой системы, соотнесенные с искаженным вариантом ее развития при расстройствах аутистического спектра. Приводятся образцы речи, ответы на вопросы детей с РАС с анализом и авторской интерпретацией данных. Представлены данные о формировании морфосинтаксических компетенций у детей с РАС в процессе коррекционного обучения. Акцентируется внимание на трудностях функционирования на прагматическом уровне организации речи, связанных с установлением корреляционных, рандомных ситуационных связей, иерархических взаимоотношений, влияющих на понимание социального контекста общения ребенком с РАС. Характеризуется структура социальной лексики - слова, понятия, термины, связанные с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, - отражающей специфику вербально-коммуникативного поведения детей с РАС. Рассматриваются дефициты понимания разговорной речи, включающей просторечные, жаргонные слова, сленг. Делаются выводы о главенствующей роли социального и эмоционального интеллекта для понимания социальной речи по сравнению с общими когнитивными способностями. Фактологическая база изложенного материала основана на многолетнем практическом логопедическом опыте автора, полученным в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ МГППУ).

Сохранить в закладках
РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ (2024)
Выпуск: № 2 (74) (11 ст.) (2024)
Авторы: Яковлева Наталья Николаевна

В статье рассматриваются проблемы дисграфии, являющейся наиболее распространенным нарушением письменной речи у обучающихся в начальной школе, которое закономерно влияет в дальнейшем на способность ребенка правильно и связно выражать свои мысли на письме. Обращается внимание на то, что традиционные методы коррекции дисграфии оказываются малоэффективными. Характеризуется выдвигаемое автором статьи предположение, что требуется иной подход к работе со школьниками с дисграфией, в котором индивидуализация коррекционно-развивающей работы будет заключаться не только в использовании различных приемов, в том числе нейропсихологических, но и в учете когнитивного стиля обучающегося, определяющего индивидуальные предпочтения, стратегии усвоения информации и решения задач обучения, рассматривается роль когнитивных стилей в коррекции нарушений письма и выдвигаются параметры, значимые для основных направлений успешной работы с обучающимися с дисграфией. В статье описываются результаты исследования узкого и широкого диапазона эквивалентности, который определяет возможности для решения определенного объема задач. Представлены некоторые результаты исследования, позволяющие сделать краткие выводы о полноте аналитико-синтетической деятельности учащегося, его умениях классифицировать, выделять главное, о способности к абстракции, произвольности или непроизвольности запоминания. Описаны результаты исследования на основе методики изучения узости/широты категории с использованием задания «Подбор синонимов», адаптированной для обучающихся четвертых классов. В статье выдвигается предположение о том, что учет предпочтений и стратегий мышления обучающихся может стать основой создания подходящей и мотивирующей обучающих среды, способствующей успешному усвоению письменной речи и повышению их самооценки. Представлены выводы о том, что когнитивные стили могут играть значимую роль в эффективной коррекции нарушений письма у обучающихся с дисграфией. В следующей статье предполагается проанализировать взаимообусловленность когнитивного стиля и вида дисграфии.

Сохранить в закладках
ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ (2024)
Выпуск: № 1 (73) (2024)
Авторы: Сергеева Анна Иосифовна, Обухова Нина Владимировна

В статье рассматривается междисциплинарная проблема коррекционной педагогики, нейропсихологии, психологии, медицины - влияние состояния осанки на физическое, психологическое и речевое развитие детей. Доказано, что осанка является фундаментом психоэмоционального, моторного и когнитивного здоровья человека. Актуальность изучаемой проблемы подтверждается тем, что в настоящее время у 60-80 % детей дошкольного и школьного возраста констатируется нарушение осанки. Имеются исследования, подтверждающие взаимозависимость нарушений осанки и нарушений устной и письменной речи у детей. В теоретической части исследования раскрывается значимость диагностики состояния осанки ребенка при организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи для учителя-логопеда и дефектолога. Анализ научных исследований позволил выявить признаки нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте и благотворное влияние укрепления осанки на эмоциональное состояние ребенка, развитие когнитивных функций и речи. Исследовательская часть представлена изучением артикуляции и осанки при различных видах нарушения звукопроизношения, определен комплекс корригирующих упражнений для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата и предупреждения нарушений осанки детей, которые могут использоваться на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Представленный комплекс упражнений адресован учителям-логопедам, дефектологам для включения в структуру логопедических занятий по развитию речи и произносительных навыков. В обсуждении результатов авторы предлагают при разработке упражнений учитывать персональные рекомендации специалистов медицинского профиля, отмечают трудности верифицированной оценки эффективности подобранных упражнений и формулируют выводы о положительном влиянии упражнений на физическое, когнитивное и речевое развитие детей.

Сохранить в закладках
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ РЕЧИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ (2024)
Выпуск: № 1 (73) (2024)
Авторы: Королева Елизавета Александровна

Во всем мире возрастает число лиц пожилого возраста, что требует особого внимания государства и общества по созданию и поддержанию оптимального качества жизни людей старшей возрастной группы. Возникает необходимость изучения физиологических возрастных особенностей речевой деятельности пожилых людей, появляющихся в процессе старения. В результате геронтогенеза изменяются все стороны речи: произносительная, в том числе голосовая и темпо-ритмическая, номинативная, грамматическая, синтаксическая, а также письменная. Известно, что данная категория граждан часто подвержена заболеваниям мозга, в результате которых возникают речевые нарушения, например, системное речевое расстройство, оказывающее влияние на все стороны речи, - афазия. Целью исследования явилась дифференциальная диагностика возрастных изменений и расстройств речи вследствие инсульта, что позволит разработать адекватную программу восстановительного обучения. Методы исследования - анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной речевой деятельности пожилых людей с точки зрения возрастных физиологических изменений и нарушений, являющихся следствием инсульта. На основе обзора литературы была выявлена вариативность речевых изменений в старшем возрастном периоде, выделены дифференциальные признаки возрастных изменений вербальной функции и нарушений речи при афазии вследствие инсульта. Определены специфические особенности афатических нарушений пожилых людей с учетом возрастных изменений речи, характерных для геронтогенеза.

Сохранить в закладках