Во всем мире возрастает число лиц пожилого возраста, что требует особого внимания государства и общества по созданию и поддержанию оптимального качества жизни людей старшей возрастной группы. Возникает необходимость изучения физиологических возрастных особенностей речевой деятельности пожилых людей, появляющихся в процессе старения. В результате геронтогенеза изменяются все стороны речи: произносительная, в том числе голосовая и темпо-ритмическая, номинативная, грамматическая, синтаксическая, а также письменная. Известно, что данная категория граждан часто подвержена заболеваниям мозга, в результате которых возникают речевые нарушения, например, системное речевое расстройство, оказывающее влияние на все стороны речи, - афазия. Целью исследования явилась дифференциальная диагностика возрастных изменений и расстройств речи вследствие инсульта, что позволит разработать адекватную программу восстановительного обучения. Методы исследования - анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной речевой деятельности пожилых людей с точки зрения возрастных физиологических изменений и нарушений, являющихся следствием инсульта. На основе обзора литературы была выявлена вариативность речевых изменений в старшем возрастном периоде, выделены дифференциальные признаки возрастных изменений вербальной функции и нарушений речи при афазии вследствие инсульта. Определены специфические особенности афатических нарушений пожилых людей с учетом возрастных изменений речи, характерных для геронтогенеза.
Идентификаторы и классификаторы
Среди населения планеты растет доля пожилых людей, а ожидаемая продолжительность жизни увеличивается. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), в настоящее время каждый седьмой россиянин, т. е. 16,5 % (на 1 января 2023 г.) жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более, к 2046 г., по прогнозам Росстата, доля пожилых лиц составит 22,6 % 1 .
Список литературы
-
Александрова, М. Д. Геронтогенез человека / М. Д. Александрова. - Текст: непосредственный // Психология развития: хрестоматия / ред. Е. Строганова. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - С. 406-435.
-
Александрова, М. Д. Пожилой человек и проблемы профессиональной занятости. К истории вопроса / М. Д. Александрова. - Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16, Психология. Педагогика. - 2014a. - № 2. - С. 87-96. EDN: SFVUYV
-
Александрова, М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М. Д. Александрова; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 135 с. - Текст: непосредственный.
-
Александрова, М. Д. Старение человека и его индивидуальные проявления / М. Д. Александрова. - Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16, Психология. Педагогика. - 2014б. - № 2. - С. 81-86. EDN: SFVUYL
-
Амбарова, П. А. Образовательные стратегии в структуре модели “успешного” старения / П. А. Амбарова. - Текст: непосредственный // Сognitive Neurosсienсe - 2020: материалы международного форума, 11-12 декабря 2020 г., Екатеринбург. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. - С. 56-60.
-
Анацкая, Л. Н. Особенности ишемического инсульта у людей пожилого возраста / Л. Н. Анацкая. - Текст: непосредственный // Медицинские новости. - 2011. - № 1. - С. 10-12. EDN: OGBAOJ
-
Беленичев, И. Ф. Нейропротекция и нейропластичность: моногр. / И. Ф. Беленичев, В. И. Черний, Е. А. Нагорная и др. - Киев: Полиграф плюс, 2014. - 512 с. - Текст: непосредственный.
-
Бердникович, Е. С. Персонифицированный подход в речевой реабилитации: фокус на пациенте / Е. С. Бердникович, О. С. Орлова, Д. В. Уклонская. - Текст: непосредственный // Специальное образование. - 2022. - № 1 (65). - С. 20-34. EDN: NFNLYW
-
Бодрин, А. В. Особенности досуговой деятельности пожилых людей / А. В. Бодрин, Л. А. Таболько. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 739-741. EDN: VPQPZR
-
Борисов, Г. И. Влияние ценностей личности на психологическое благополучие людей пожилого возраста / Г. И. Борисов, А. Д. Чинкова. - Текст: непосредственный // Сognitive Neurosсienсe - 2020: материалы международного форума, 11-12 декабря 2020 г., Екатеринбург. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. - С. 65-68. EDN: MJBSZE
-
Борисова, Е. Г. Язык поколений. Как говорят пожилые / Е. Г. Борисова. - Текст: непосредственный // MСU Journal of Philology. Theory of Linguistiсs. Linguistiс Eduсation. - 2022. - № 3 (47). - С. 63-71.
-
Геронтопсихология: учеб. пособие / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова; под общ. ред. Ю. В. Лебедевой; Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 131 с. - Текст: непосредственный. EDN: PBRSUK
-
Глозман, Ж. М. Геронтопсихология успешного старения / Ж. М. Глозман, В. А. Наумова. - Текст: непосредственный // Сognitive Neurosсienсe - 2020: материалы международного форума, 11-12 декабря 2020 г., Екатеринбург. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. - С. 52-56. EDN: KMUYBU
-
Качоровска-Брей, К. Социолингвистические аспекты общения с пожилыми людьми / К. Качоровска-Брей, С. Милевски. - Текст: непосредственный // Системная психология и социология. - 2017. - № 4 (24). - С. 65-75. EDN: YLBXFW
-
Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста. - Москва: Перо, 2021. - 344 с. - Текст: непосредственный.
-
Левин, О. С. Постинсультные двигательные и когнитивные нарушения: клинические особенности и современные подходы к реабилитации / О. С. Левин, А. Н. Боголепова. - Текст: электронный // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2020. - № 120(11). - С. 99-107.
-
Лемиш, В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева / В. В. Лемиш. - Текст: электронный // Системная психология и социология. - 2020. - № 3 (35). - С. 119-129. EDN: DWUSNO
-
Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. - Санкт-Петербург: Питер, 2021. - 768 с. - (Серия "Мастера психологии"). - Текст: непосредственный.
-
Мелёхин, А. И. Особенности прагматической функции речи в позднем возрасте: принципы диагностики и пути восстановления / А. И. Мелёхин. - Текст: непосредственный // Современная зарубежная психология. - 2017. - Т. 6. - № 3. - С. 39-52. EDN: ZXPLUZ
-
Орлова, О. С. Геронтологопедия - новое направление в российской реабилитации / О. С. Орлова, О. Д. Ларина, Е. К. Камардина, Е. А. Королева. - Текст: непосредственный // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы X Международной научно-практической конференции. - [Б. м.: б. и.], 2023. - С. 360-368. EDN: NDBNRB
-
Психология развития: хрестоматия / гос. ун-т Высш. шк. экономики; [сост. и общ. ред.: А. К. Болотов, О. Н. Молчанов]. - Москва: ЧеРо: Омега-Л, 2005. - 521 с. - Текст: непосредственный.
-
Сергеева, Т. Б. Взаимосвязь готовности к освоению возрастно-временных изменений и самооценки работоспособности на поздних этапах профессионализации / Т. Б. Сергеева, А. А. Печеркина, И. С. Галанин. - Текст: непосредственный // Сognitive Neurosсienсe - 2020: материалы международного форума, 11-12 декабря 2020 г., Екатеринбург. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. - С. 84-87. EDN: XTJPXY
-
Солдатова, Е. Л. Психологическое сопровождение развития личности в период геронтогенеза / Е. Л. Солдатова, И. Ю. Завьялова. - Текст: непосредственный // Наука ЮУрГУ: материалы 68-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. - [Б. м.: б. и.], 2016. - С. 978-981. EDN: WMVRYN
-
Стернин, И. А. Общение со старшим поколением / И. А. Стернин. - Изд. 4-е, испр. - Воронеж: Истоки, 2013. - 24 с. - Текст: непосредственный.
-
Стрижицкая, О. Ю. Истоки Ленинградской (Санкт-Петербургской) школы психологии старения в работах Б. Г. Ананьева и М. Д. Александровой / О. Ю. Стрижицкая. - Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2022. - Т. 12, вып. 1. - С. 46-54. EDN: ZCLJIS
-
Стрижицкая, О. Ю. Когнитивный резерв как психологический и психофизиологический ресурс в период старения / О. Ю. Стрижицкая. - Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16, Психология. Педагогика. - 2016. - Вып. 2. - С. 79-87. EDN: WGHLAN
-
Третьякова, В. Д. Возрастные изменения в мозге и факторы, влияющие на них / В. Д. Третьякова. - Текст: непосредственный // Бюллетень науки и практики. - 2022. - № 7. - С. 151-191. EDN: GVSDKP
-
Шаповаленко, И. В. Макартурское исследование успешного старения: на пути к новой геронтологии: реферативный обзор книги. Rowe J.W., Kahn R.L. "Suссessful Aging" / И. В. Шаповаленко. - Текст: непосредственный // Современная зарубежная психология. - 2017. - Т. 6, № 3. - С. 13-21. EDN: ZXPLTV
-
Шкловский, В. М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. - Москва: Ассоциация дефектологов: В Секачев, 2017. - 96 с. - Текст: непосредственный.
-
Galluzzi, F. The aging voiсe: a systematiс review of presbyphonia / F. Galluzzi, W. Garavello. - Text: unmediated // Eur. Geriatr. Med. - 2018 - Oсt., 9(5). - P. 559-570. EDN: ANDOUG
-
Kaсzorowska-Bray, K. Speeсh therapy aspeсts of aging in people with intelleсtual disability / K. Kaсzorowska-Bray, M. Miсhalik, S. Milewski, Towarzystwo Logopedyсzne, Polskie. - Text: unmediated // Logopedia. - 2017 - No. 46. - S. 243-260.
-
Kaсzorowska-Bray, K. Starość - jak ją widzi logopedia / K. Kaсzorowska-Bray, S. Milewski, M. Miсhalik. - Gdańsk: Wydawniсtwo Uniwersytetu Gdańskiego, 2020. - 192 s. - Text: unmediated.
-
Kataryńсzuk-Mania, L. Kompetenсje komunikaсyjne seniorów - wybrane wątk / L. Kataryńсzuk-Mania, J. Gebreselassie. - Text: unmediated // Dyskursy Młodyсh Andragogów/Adult Eduсation Disсourses. - 2019. - No. 19. - S. 165-177. -. DOI: 10.34768/dma.vi19.50
-
Marquis, F. Prise en сharge orthophonique des troubles сognitifs сhez le patient âgé / F. Marquis. - Text: unmediated // Speeсh therapy for сognitive disorders in elderly patients. - Soins Gerontol: Frenсh, 2014. - Jul-Aug. No. 108. - P. 14-6. - PMID: 25137959. PMID: 25137959
-
Milewski, S. Сzy jest potrzebna gerontologopedia? Późna dorosłość z perspektywy logopedyсznej. / S. Milewski, K. Kaсzorowska-Bray. - Text: unmediated // Diagnoza i terapia logopedyсzna osób dorosłyсh i starszyсh / edited by Mirosław Miсhalik, Nowa Logopedia. - [S.l.]: Сollegium Сolumbinum, 2014. - S. 13-26.
-
Milewski, S. Późna dorosłość jako przedmiot zainteresowania współсzesnej logopedii: perspektywy badawсze / S. Milewski, K. Kaсzorowska-Bray. - Text: unmediated // Późna dorosłość jako przedmiot zainteresowania współсzesnej logopedii: perspektywy badawсze / Uniwersytet Gdański. - Gdańsk, 2015. - S. 165-182.
-
Souza, Isis Aline Lourenço de. A saúde fonoaudiológiсa a partir do disсurso do idoso instituсionalizado / Isis Aline Lourenço de Souza, Giselle Massi. - Text: unmediated // Revista СEFAС. - 2015. - Vol. 17. - Iss. 1. - P. 300-307. DOI: 10.1590/1982-0216201519413
-
Szatur-Jaworska, B. (red.). O sposobaсh mówienia o starośсi. Debata - analiza - przykłady / B. Szatur-Jaworska. - Warszawa: Biuro Rzeсznika Praw Obywatelskiсh, 2014. - 112 p. - Text: unmediated.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ результатов изучения особенностей использования игровых технологий в формировании физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников с разными стартовыми возможностями (нормотипичные дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития) в группах комбинированной направленности. Описаны направления физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нацеленные на активизацию потенциала детей, обучение их навыкам социального взаимодействия в системе социального окружения, построение отношений с социальной средой, формирование социальной позиции и личностного статуса в социуме, включение в деятельность, ориентированную на достижение социальной адаптации и интеграции в общество. Авторами рассмотрены условия использования и применение социально-педагогических средств с учетом индивидуальных и возрастных характеристик ребенка, с опорой на сохранные психические функции и поведенческие стороны личности. Характеризуется программно-аппаратный комплекс ПАКПФ-02, тестовые задания с его использованием. Кратко представлено новое направление для совместной деятельности детей с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья - «Утренние круги с элементами утренней гимнастики», описан разработанный авторами набор кубиков «Движение» с приведением занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ на основе технологий игр с элементами спорта (игра «Бросайка», «Фролбол»). Обосновывается, что значимым потенциалом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обладает физкультурно-оздоровительная деятельность, способствующая стимулированию процесса социализации, социальной адаптации и самореализации личности, что достигается за счет реализации адаптивного потенциала физической культуры, оптимальной организации образовательной деятельности с детьми в инклюзивной среде с использованием игровых технологий.
В статье рассматривается междисциплинарная проблема коррекционной педагогики, нейропсихологии, психологии, медицины - влияние состояния осанки на физическое, психологическое и речевое развитие детей. Доказано, что осанка является фундаментом психоэмоционального, моторного и когнитивного здоровья человека. Актуальность изучаемой проблемы подтверждается тем, что в настоящее время у 60-80 % детей дошкольного и школьного возраста констатируется нарушение осанки. Имеются исследования, подтверждающие взаимозависимость нарушений осанки и нарушений устной и письменной речи у детей. В теоретической части исследования раскрывается значимость диагностики состояния осанки ребенка при организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи для учителя-логопеда и дефектолога. Анализ научных исследований позволил выявить признаки нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте и благотворное влияние укрепления осанки на эмоциональное состояние ребенка, развитие когнитивных функций и речи. Исследовательская часть представлена изучением артикуляции и осанки при различных видах нарушения звукопроизношения, определен комплекс корригирующих упражнений для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата и предупреждения нарушений осанки детей, которые могут использоваться на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Представленный комплекс упражнений адресован учителям-логопедам, дефектологам для включения в структуру логопедических занятий по развитию речи и произносительных навыков. В обсуждении результатов авторы предлагают при разработке упражнений учитывать персональные рекомендации специалистов медицинского профиля, отмечают трудности верифицированной оценки эффективности подобранных упражнений и формулируют выводы о положительном влиянии упражнений на физическое, когнитивное и речевое развитие детей.
Предметом публикации является обоснование и переработка авторского диагностического инструментария - «Шкалы социопсихологической адаптации» для педагогической оценки психосоциальной адаптированности младших школьников, а также подростков с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, сопровождающимися речевым недоразвитием. Шкала применима для проживающих в интернатах детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, имеющих перечисленные нарушения. Также шкала предназначается для использования педагогами при работе с подростками и юношами, имеющими разные варианты дизонтогенеза психики по типу недостаточного развития: легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), задержку психического развития, тяжелые нарушения речи. Цель публикации заключается в обеспечении возможностей широкого применения нового варианта предлагаемой шкалы психосоциальной адаптированности практиками специального образования, а также исследователями. Методологическим основанием работы является концепция функционального диагноза И. А. Коробейникова, предполагающая выделение адаптационных возможностей в качестве системообразующего, а характеристику психосоциального развития - результирующего фактора. Эффект работы может заключаться в потенциальном улучшении процесса сопровождения детей с обозначенными нарушениями развития в образовательной организации. Область применения результатов - методическое обеспечение диагностики в ходе реализации коррекционно-образовательного процесса. Практическим результатом является обозначение для педагогов целевых ориентиров формирующей работы, зависящих от уровня актуальной сформированности определенного компонента психосоциальной адаптированности, а также решение задачи мониторинга психосоциального развития. Научный результат заключается в возможности представления более точной характеристики контингентов испытуемых, обеспечивающей сопоставимость данных, получаемых разными исследователями.
Статья посвящена проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития. Цель исследования заключается в изучении сформированности информационно-коммуникационной компетентности у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР, определении их стартовой готовности к использованию технических средств, разработке педагогических условий формирования ИКТ-компетенций у обучающихся данной категории. Диагностическая карта оценки информационно-коммуникационных умений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР включает перечень подлежащих оценке показателей - практических умений и действий, объединенных в 3 блока: общепользовательские, информационные, коммуникационные компетенции. На основе анализа результатов диагностики определена стартовая готовность обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР к овладению элементарной информационно-коммуникационной компетентностью. С учетом выделенных организационно-содержательных аспектов и педагогических условий формирования ИКТ-компетенций у обучающихся рассматриваемой категории даны рекомендации в адрес педагогов-дефектологов по использованию средств ИКТ в коррекционно-образовательном процессе. Направления работы педагога по развитию информационно-коммуникационных компетенций у детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, представлены в четырех аспектах: ИКТ как предмет изучения, как средство обучения, как средство коррекции, как средство альтернативной коммуникации. Авторами предложены возможные педагогические условия для развития элементарной информационно-коммуникационной компетентности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: методы и приемы работы с включением средств и элементов ИКТ в урочную и внеурочную деятельность обучающихся по федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 варианта.
Ориентированность современного как специального, так и инклюзивного школьного образования на проектирование и реализацию цифрового образовательного пространства обусловила необходимость определения наиболее эффективных способов взаимодействия в виртуальном пространстве со слепыми и слабовидящими детьми. Современная тифлопедагогика обнаруживает работы, раскрывающие особенности применения ассистивных технологий при обучении слепых детей, и практически не содержит исследований, иллюстрирующих особенности взаимодействия между участниками учебной деятельности в условиях синхронного формата. Цель статьи заключается в обосновании и описании возможных способов построения и реализации образовательного процесса со слепыми и слабовидящими обучающимися в синхронном формате. При работе над публикацией применялись контент-анализ материалов научно-практических конференций; ретроспективный анализ работ, отвечающих проблематике исследования; практические методы. В статье обозначены условия, обеспечивающие синхронное взаимодействие между педагогом и слепыми и слабовидящими детьми, предусматривающие работу на основе той же самой учебной программы; индивидуализацию учебного процесса, организацию особого образовательного пространства, алгоритмизацию деятельности, достаточный уровень информационной компетентности педагога, участие в работе родителей (законных представителей) обучающихся. Представленные материалы могут найти свое применение у специалистов, родителей (законных представителей), детей с нарушениями зрения и всех заинтересованных данным вопросом.
В рамках решения проблемы подготовки обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности в контексте современных нормативных документов формулируется цель исследования, связанная с обоснованием введения и описанием понятия «адаптивная функциональная математическая грамотность» и построением модели методики формирования этой грамотности у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Основной теоретический результат связан с выделением структуры методики формирования адаптивной функциональной математической грамотности для рассматриваемого контингента обучаемых и наполнением ее элементов предметным содержанием. Практическую значимость представленных материалов составляет описание разработанного средства формирования адаптивной функциональной математической грамотности, названного «жанрово-ролевая практическая работа», которое направлено на совершенствование жизненных компетенций, социально-бытовую адаптацию и социализацию лиц с интеллектуальными нарушениями. Раскрывая подробности указанного средства, в логической последовательности названы темы жанрово-ролевых работ, а также перечислены роли руководителя. На основании результатов экспериментального внедрения разработанного средства в учебный процесс ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» сформулированы выводы о педагогической целесообразности предложенного средства формирования адаптивной функциональной математической грамотности и выведено суждение об его дидактической значимости.
Показана значимость подготовки студентов - будущих педагогов общеобразовательной (массовой/инклюзивной) школы к взаимодействию с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности. Выделены компоненты профессиональной подготовки: когнитивный (знаниевый компонент, система значений) и личностно-смысловой (отношенческий компонент, система смыслов). Личностно-смысловой компонент рассмотрен в структуре личности, деятельности и сознания студента - будущего педагога массовой школы. В исследовании воссоздан (реконструирован) представленный в сознании студента обобщенный образ человека с умственной отсталостью, изучена отношенческая (личностно-смысловая) составляющая этого образа. Исследование проведено на основе психосемантического подхода, использован тест личностных конструктов. Критериями анализа выступали соотношение положительных и отрицательных признаков, приписываемых элементу «человек с умственной отсталостью», расположение этого элемента в «противоречивых» либо «непротиворечивых» квадрантах семантического пространства, расположение элемента относительно элемента «Я». Результаты показали 1) преобладание отрицательных признаков, общую отрицательную эмоциональную окрасу обобщенного образа человека с умственной отсталостью; 2) низкую когнитивную сложность, дифференцированность образа; одномерной взгляд на него только как носителя болезней, дефектов, недостатков; 3) психологическую дистанцию, преобладание признаков, подчеркивающих его отличие, «инаковость» от других. Полученные данные говорят о необходимости единства когнитивной и отношенческой (личностно-смысловой) подготовки студентов к работе с обучающимися с умственной отсталостью. Проработка своего отношения к людям с особенностями психофизического развития обогатит личность студента, позволит эффективно реализовывать в случае необходимости адаптированную основную общеобразовательную программу, осуществлять работу по формированию толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ среди широкой общественности, родителей и нормотипичных сверстников.
Данная статья открывает серию публикаций об истории профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования УрГПУ, отмечающего в 2024 году шестьдесят лет со дня образования. Цель статьи - представить этапы профессиональной подготовки и переподготовки педагогов-дефектологов на Урале, неразрывно связанные с историей развития дефектологического образования в Российской Федерации. В представленных материалах предпринимается попытка осветить значимые вехи истории от создания дефектологического факультета Свердловского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института в 1964 году до его становления и успешного развития в статусе Института специального образования Уральского государственного педагогического университета к началу XXI века. Проведен историко-генетический анализ научных статей, архивных документов и периодических изданий УрГПУ, описывающих теорию и практику специального профессионального образования на Урале. Материалы подкреплены личными комментариями участников подготовки педагогов-дефектологов в Институте специального образования (ИСО) УрГПУ. Описаны значимые события в истории ИСО УрГПУ, связанные с деятельностью его руководителей и ведущих преподавателей, имена которых по праву занесены на Доску почета Института специального образования. Материалы статьи могут быть полезны студентам, обучающимся на уровне бакалавриата и магистратуры дефектологических факультетов, аспирантуры, педагогам образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и инклюзивную практику, родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/