ISSN 1999-6993
Язык: ru

Статья: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ (2024)

Читать онлайн

Предметом публикации является обоснование и переработка авторского диагностического инструментария - «Шкалы социопсихологической адаптации» для педагогической оценки психосоциальной адаптированности младших школьников, а также подростков с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, сопровождающимися речевым недоразвитием. Шкала применима для проживающих в интернатах детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, имеющих перечисленные нарушения. Также шкала предназначается для использования педагогами при работе с подростками и юношами, имеющими разные варианты дизонтогенеза психики по типу недостаточного развития: легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), задержку психического развития, тяжелые нарушения речи. Цель публикации заключается в обеспечении возможностей широкого применения нового варианта предлагаемой шкалы психосоциальной адаптированности практиками специального образования, а также исследователями. Методологическим основанием работы является концепция функционального диагноза И. А. Коробейникова, предполагающая выделение адаптационных возможностей в качестве системообразующего, а характеристику психосоциального развития - результирующего фактора. Эффект работы может заключаться в потенциальном улучшении процесса сопровождения детей с обозначенными нарушениями развития в образовательной организации. Область применения результатов - методическое обеспечение диагностики в ходе реализации коррекционно-образовательного процесса. Практическим результатом является обозначение для педагогов целевых ориентиров формирующей работы, зависящих от уровня актуальной сформированности определенного компонента психосоциальной адаптированности, а также решение задачи мониторинга психосоциального развития. Научный результат заключается в возможности представления более точной характеристики контингентов испытуемых, обеспечивающей сопоставимость данных, получаемых разными исследователями.

Ключевые фразы: младшие школьники, подростки, адаптированность школьников, дети-сироты, психосоциальная адаптация, умственно отсталые дети, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), зпр, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями речи, ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, мониторинг, фунциональный диагноз, психосоциальное развитие
Автор (ы): Инденбаум Елена Леонидовна
Журнал: СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.015.31. Психология воспитания и образования
Для цитирования:
ИНДЕНБАУМ Е. Л. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ // СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2024. № 1 (73)
Текстовый фрагмент статьи