ISSN 1999-6993
Язык: ru

Статья: РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ (2024)

Читать онлайн

В статье рассматриваются проблемы дисграфии, являющейся наиболее распространенным нарушением письменной речи у обучающихся в начальной школе, которое закономерно влияет в дальнейшем на способность ребенка правильно и связно выражать свои мысли на письме. Обращается внимание на то, что традиционные методы коррекции дисграфии оказываются малоэффективными. Характеризуется выдвигаемое автором статьи предположение, что требуется иной подход к работе со школьниками с дисграфией, в котором индивидуализация коррекционно-развивающей работы будет заключаться не только в использовании различных приемов, в том числе нейропсихологических, но и в учете когнитивного стиля обучающегося, определяющего индивидуальные предпочтения, стратегии усвоения информации и решения задач обучения, рассматривается роль когнитивных стилей в коррекции нарушений письма и выдвигаются параметры, значимые для основных направлений успешной работы с обучающимися с дисграфией. В статье описываются результаты исследования узкого и широкого диапазона эквивалентности, который определяет возможности для решения определенного объема задач. Представлены некоторые результаты исследования, позволяющие сделать краткие выводы о полноте аналитико-синтетической деятельности учащегося, его умениях классифицировать, выделять главное, о способности к абстракции, произвольности или непроизвольности запоминания. Описаны результаты исследования на основе методики изучения узости/широты категории с использованием задания «Подбор синонимов», адаптированной для обучающихся четвертых классов. В статье выдвигается предположение о том, что учет предпочтений и стратегий мышления обучающихся может стать основой создания подходящей и мотивирующей обучающих среды, способствующей успешному усвоению письменной речи и повышению их самооценки. Представлены выводы о том, что когнитивные стили могут играть значимую роль в эффективной коррекции нарушений письма у обучающихся с дисграфией. В следующей статье предполагается проанализировать взаимообусловленность когнитивного стиля и вида дисграфии.

Ключевые фразы: когнитивные стили, ЛОГОПЕДИЯ, нарушения речи, письменная речь, ДИСГРАФИЯ, нарушения письма, письмо, начальная школа, младшие школьники, коррекционная работа, стратегии коррекционной работы, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, интегративный подход, способы восприятия, обработка информации
Автор (ы): Яковлева Наталья Николаевна
Журнал: СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
376.37. с дефектами речи, с заиканием
Для цитирования:
ЯКОВЛЕВА Н. Н. РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ // СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2024. № 2 (74) (11 СТ.)
Текстовый фрагмент статьи