ISSN 1999-6993
Язык: ru

Статья: ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (2024)

Читать онлайн

В статье раскрывается необходимость формирования читательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения, что обусловливается потребностью государства в воспитании грамотной всесторонне развитой личности путем усвоения общественных норм и ценностей, которые также представлены в литературных произведениях. В тексте описано содержание диагностической работы по исследованию уровня сформированности читательской деятельности у дошкольников данной категории. В ходе исследования решались следующие задачи: изучение патологии зрительного анализатора, уровня развития речи и читательской деятельности у дошкольников экспериментальной группы. По результатам констатирующего этапа исследования выявлено, что у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения (миопией, гиперметропией, косоглазием и амблиопией) отмечается ограниченность читательского кругозора, трудности называния литературных произведений, их героев и содержания. При воспроизведении последовательности сюжета наблюдаются фактические ошибки, трудности либо невозможность воспроизведения событий, анализа поступка героев, соотнесения содержания произведения с собственным опытом. Таким образом, выявлено, что низкий уровень читательской деятельности связан с состоянием зрительной системы и невозможностью ребенка полноценно воспринять и понять содержание текста, в том числе с наглядным материалом; а также с нарушениями речи, которые в большей степени проявляются в несформированности лексико-грамматической стороны речи, вербализме. Данные особенности необходимо учитывать при формировании читательской деятельности. Следовательно, специально созданные педагогические условия с учетом формы зрительной патологии, включающие устранение имеющихся речевых недостатков и проведение специализированной работы по приобщению к литературным произведениям дошкольников с нарушениями зрения, будут способствовать формированию у них полноценной читательской деятельности.

Ключевые фразы: дошкольная тифлопедагогика, нарушения зрения, дети с нарушениями зрения, средний дошкольный возраст, чтение детей, читательская деятельность, ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ, ДОШКОЛЬНИКИ
Автор (ы): Стянина Анастасия Васильевна
Журнал: СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
376.352. с плохим зрением
Для цитирования:
СТЯНИНА А. В. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2024. № 2 (74) (11 СТ.)
Текстовый фрагмент статьи