ISSN 2078-9823 · EISSN 2587-7879
Языки: ru · en

ГУМАНИТАРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Архив статей журнала

ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) (2024)
Выпуск: Том 24 № 1 (65) (2024)
Авторы: Изергина Вера Павловна, Изергина Нина Ивановна

Введение. В статье осуществляется политико-философский анализ военно-патриотических представлений современного российского студенчества на примере Республики Мордовия в контексте проводимой Российской Федерацией специальной военной операции (СВО) на Украине.

Материалы и методы. Теоретико-методологической базой данного исследования являются философские труды И. А. Ильина (1883-1954), посвященные военной проблематике и раскрывающие духовный смысл и основное нравственное противоречие войны на основе органической методологии. Для анализа украинского конфликта в контексте мировых общественно-политических процессов используется цивилизационная теория. Эмпирическая основа исследования - материалы анкетного опроса студентов-бакалавров I и II курсов направлений подготовки «Политология», «Социология» и «Социальная работа» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, проведенного в 2023 г. Результаты исследования. Осуществлена реконструкция понимания сущности духовных и нравственных сторон войны в работах религиозного философа И. А. Ильина для изучения военно-патриотических представлений современного студенчества. Выявлено актуальное методологическое значение положений трудов философа для аналитики современной вой-ны. Обобщенно их суть такова: духовное развитие невозможно в условиях порабощения, и ответ «духовно живого народа» на внешнее нападение «есть… противостояние… принудительному цивилизованию», в благодарность за которое необходимо «предоставить себя…для экономической эксплуатации». Украинский конфликт рассмотрен в свете современной антиколониальной трактовки цивилизации, признающей равноправие всех цивилизаций, и представлен как фундаментальный вопрос о принципах обустройства нового мира. Данные методологические положения легли в основу разработки анкеты для проведения опроса студентов и анализа его результатов. Обсуждение и заключение. Исследование показало неоднозначность представлений студентов о духовно-смысловой и нравственной сторонах войны, о характере СВО России на Украине, об истинном патриотизме. В этой связи сформулированы выводы, которые важно учитывать в осуществлении учебно-воспитательного процесса в вузе. Необходимо активно формировать понимание войны, в которой народ защищает свое духовное достояние, в первую очередь как «духовной потребности, связанной с чувством родины», за которую человек добровольно готов «принять лишения, тяжелые физические мучения и смерть». Важно скорректировать у студентов отношение к войне с религиозной точки зрения: завет «не убий» не означает отрицания верующим исполнения патриотического долга и защиты страны, но предполагает принятие вины за убийство человека, когда у сражающегося нет никакого другого выбора для достижения целей войны. Актуально вырабатывать осмысление студентами экзистенциального значения и духовной оправданности СВО для нашего народа. В определенной корректировке нуждаются представления студентов о настоящем патриотизме как о «духовно осмысленном и христиански облагороженном».

Сохранить в закладках
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ИНДИИ: КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ (2024)
Выпуск: Том 24 № 1 (65) (2024)
Авторы: Мальченков Станислав Александрович

Введение. Отношения России и Индии в последние десятилетия бурно развиваются в политической и экономической сфере, однако в рамках культурно-цивилизационного взаимодействия два государства по-прежнему достаточно далеки друг от друга. В современных условиях Россия совершает «геополитический поворот на Восток», который открывает возможности для преодоления накопившихся стереотипов и поиска новых механизмов сотрудничества в духе диалога культур.

Материалы и методы. Исследование базируется на принципах системного и структурно-функционального подходов. Итоговые выводы были достигнуты благодаря применению сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, диалектического и герменевтического методов. В качестве вспомогательного метода использовалось непосредственное наблюдение. Результаты исследования. Выявлены социокультурные основания и практические направления цивилизационного взаимодействия России и Индии. В работе предложены такие механизмы, как развитие научного сотрудничества в области лингвистики и изучения исторического прошлого, расширение представленности в российских кинотеатрах фильмов индийского производства, переориентация туристических маршрутов на ознакомление с культурными ценностями. В качестве перспективного направления сотрудничества рассматривается взаимное открытие центров культур Индии и России не только в столицах, но и в провинциальных городах. Обсуждение и заключение. В настоящий момент формирование образа российско-индийского культурного сотрудничества представляет собой целенаправленный проект, реализуемый большим числом органов государственной власти и институтов гражданского общества двух стран. Большое значение имеют обращение к прошлому опыту взаимодействия и повышенное внимание к фигурам исторических личностей, символизирующих дружбу Индии и России: Афанасия Никитина, Г. С. Лебедева, Л. Н. Толстого, Махатмы Ганди, семейства Рерихов. В современной России наблюдается интерес к восточной культуре, который следует использовать для повышения эффективности российско-индийского цивилизационного взаимодействия. Необходимо укреплять сотрудничество в духовно-религиозной сфере на основе общих мировоззренческих ценностей, однако оно не должно нарушать интересы традиционных конфессий.

Сохранить в закладках