ISSN 2078-9823 · EISSN 2587-7879
Языки: ru · en

ГУМАНИТАРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Архив статей журнала

"ПУСТЬ ТОТ, КТО НЕ МАТЕМАТИК, НЕ ЧИТАЕТ МЕНЯ" (ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) (2023)
Выпуск: Том 23 №2 (62) (2023)
Авторы: Белкин Алексей Иванович, Чашина Жанна Вячеславовна

Введение. Отмечено своеобразие естественно-научных взглядов Леонардо да Винчи в контексте эпохи Возрождения. Обозначены задачи написания статьи, такие как систематизация естественно-научных воззрений Леонардо, выявление методов, используемых им для познания реальности, анализ совокупности социальных условий, повлиявших на формирование его взглядов. Также обозначена актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования.

Материалы и методы. Указано, что основным источником, использованным при написании статьи, являются заметки самого Леонардо, отразившие его представления о природе. Со спецификой указанного источника связаны использованные в исследовании методы: конкретно-исторический подход, сравнительно-исторический метод, логический и текстологический методы.

Результаты исследования. Обозначены обстоятельства, породившие интерес к естественно-научной проблематике, - занятия живописью и ее трактовка как отражение реального мира, с одной стороны; хорошая математическая подготовка, полученная Леонардо в юности, - с другой. Обосновано, с использованием первоисточников, что главным методом познания Леонардо да Винчи считал опыт, а конечной целью познавательной деятельности - практическое применение знаний. Выявлено своеобразие гуманистической направленности мысли Леонардо. На основе первоисточников раскрыты представления мыслителя о живой природе, человеке, предназначении науки. Показано, как во взглядах мыслителя своеобразно сочетались христианские представления и гуманистическое мировоззрение Ренессанса. Обращено внимание на противоречивость отношений Леонардо да Винчи с христианством.

Обсуждение и заключение. Показаны значение философских воззрений Леонардо, его место в мировой философии как предшественника философов-эмпириков Нового времени. Отмечено, что всесторонняя деятельность мыслителя, по сути, воплощала идеал человека, великие созидательные возможности, которые питают, во-первых, стремление всесторонне познать мир и, во-вторых, осознание полезности своей деятельности для окружающих. Отмечено, что культивирование этих побудительных мотивов имеет огромный воспитательный потенциал и в наше время.

Сохранить в закладках
ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ М. М. БАХТИНА КАК ЕГО ГЛАВНОЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ (2023)
Выпуск: Том 23 №1 (61) (2023)
Авторы: Сомкин Александр Алексеевич

Введение. Статья посвящена анализу творчества выдающегося русского и советского ученого-филолога и философа-гуманиста Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975). Пик его творческой активности приходится на начало XX в., когда он проживал в Санкт-Петербурге. Здесь он много времени тратил на изучение творчества представителей современной западноевропейской философии, равно как и работ русских религиозных философов, постепенно формируя свое учение о диалогизме.

Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили компаративистский и историко-философский подходы, а также системный подход, позволяющий рассматривать учение М. М. Бахтина о диалогическом мышлении как целостную систему.

Результаты исследования. Дается краткий обзор инновационных идей и положений, выдвинутых М. М. Бахтиным в разных сферах социального и гуманитарного знания (философия, культурология, литературоведение, лингвистика и др.). Подробно рассматриваются принцип диалогического мышления как главное методологическое открытие М. М. Бахтина и его философские аспекты.

Обсуждение и заключение. Обоснованы оригинальность и новизна положений учения М. М. Бахтина относительно других авторов, также занимавшихся разработкой идей диалогизма. Показаны принципиальные отличия концепций М. Бубера и Э. Гуссерля от учения М. М. Бахтина. У последнего диалогический подход является мегапарадигмой и универсальным методологическим принципом современного социогуманитарного познания.

Сохранить в закладках