Архив статей журнала
Введение. Отмечено своеобразие естественно-научных взглядов Леонардо да Винчи в контексте эпохи Возрождения. Обозначены задачи написания статьи, такие как систематизация естественно-научных воззрений Леонардо, выявление методов, используемых им для познания реальности, анализ совокупности социальных условий, повлиявших на формирование его взглядов. Также обозначена актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования.
Материалы и методы. Указано, что основным источником, использованным при написании статьи, являются заметки самого Леонардо, отразившие его представления о природе. Со спецификой указанного источника связаны использованные в исследовании методы: конкретно-исторический подход, сравнительно-исторический метод, логический и текстологический методы.
Результаты исследования. Обозначены обстоятельства, породившие интерес к естественно-научной проблематике, - занятия живописью и ее трактовка как отражение реального мира, с одной стороны; хорошая математическая подготовка, полученная Леонардо в юности, - с другой. Обосновано, с использованием первоисточников, что главным методом познания Леонардо да Винчи считал опыт, а конечной целью познавательной деятельности - практическое применение знаний. Выявлено своеобразие гуманистической направленности мысли Леонардо. На основе первоисточников раскрыты представления мыслителя о живой природе, человеке, предназначении науки. Показано, как во взглядах мыслителя своеобразно сочетались христианские представления и гуманистическое мировоззрение Ренессанса. Обращено внимание на противоречивость отношений Леонардо да Винчи с христианством.
Обсуждение и заключение. Показаны значение философских воззрений Леонардо, его место в мировой философии как предшественника философов-эмпириков Нового времени. Отмечено, что всесторонняя деятельность мыслителя, по сути, воплощала идеал человека, великие созидательные возможности, которые питают, во-первых, стремление всесторонне познать мир и, во-вторых, осознание полезности своей деятельности для окружающих. Отмечено, что культивирование этих побудительных мотивов имеет огромный воспитательный потенциал и в наше время.