Архив статей журнала
Статья посвящена одному из известных методистов в области преподавания иностранного языка начала XIX в. французскому педагогу Жозефу Жакото. В статье показаны детские и юношеские годы Жакото, которые сформировали его характер, мировоззрение, политические взгляды. Основное внимание уделено педагогической деятельности, характеристике основных принципов образования, предложенных педагогом, разработке метода преподавания иностранного языка, при котором учитель учит иностранному языку учащихся, язык которых он не знает, а учащиеся не знают языка, на котором говорит учитель. В основу метода положена идея о том, что каждый человек, который хочет узнать новое, может приобрести это знание самостоятельно. Анализируются основные положения, представлена оценка метода обучения Жакото, которую давали его коллеги, последователи, современные ученые.
В статье раскрываются основные этапы, содержание, организация деятельности средних специальных школ Военно-воздушных сил в отечественном военном образовании XX века на примере 6-й Воронежской школы.
В статье рассматривается деятельность государственных структур, общественных и частных организаций по формированию системы гражданско-патриотического воспитания в Приднестровской Молдавской Республике, находящейся в условиях неопределённости. На добротном фактическом материале показано, что формирование патриотизма властно-общественные структуры рассматривают как важнейший фактор в системе обеспечения государственной безопасности республики. В работе показано, что в республике сложилась достаточно гибкая система гражданско-патриотического воспитания населения как результат системной деятельности всех заинтересованных структур, использующих в своей работе советско-российский опыт воспитательной работы.
В статье проведен историографический анализ публикаций по проблеме формирования системы национальной безопасности Приднестровья в условиях статуса непризнанного государства. Авторы выделяют несколько периодов выхода в свет исторических и историко-политических трудов, где исследуются проблемы национальной безопасности в параллели с внутри- и внешнеполитическими процессами, а также ключевые проломы в определенный исторический период.
В статье рассматриваются история становления курской художественной школы, развитие реалистических традиций в станковой живописи прошлого и в творчестве современных курских художников. Автор акцентирует внимание на зарождении станковой живописи в Курском регионе, становлении и развитии художественного образования в крае. Обращаясь к произведениям станковой живописи конкретных мастеров, автор показывает прочную историческую связь традиций курской художественной школы с русским реалистическим искусством, с непосредственной жизнью народа России, стремлением художников выразить красоту природы, вписать величие трудового и ратного подвига русского человека в историю искусства.
В статье рассматриваются особенности исторического мифотворчества. Автор раскрывает объективные и субъективные факторы появления исторических мифов, их влияние на общественное сознание, последствия мифотворчества для исторической науки и исторического образования.
В статье рассмотрено применение программно-целевого подхода при профилактике безнадзорности, социальной и школьной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений несовершеннолетних в условиях становления новой российской государственности. Исследование проведено на общегосударственном уровне на основе принципов объективности и историзма. Оно позволило осветить и оценить с позиций исторической науки основные этапы разработки и претворения в жизнь соответствующих федеральных целевых программ в конкретно-исторических условиях в период с конца 1991 по 1999 г. Привлечение к исследованию разноплановых нормативных и литературных источников дало возможность обеспечить обоснованность и аргументированность авторских выводов, характеризующих вклад программно-целевого планирования в обеспечение системной профилактики негативных социальных явлений в детско-подростковой среде, границы его практического применения, факторы, оказавшие воздействие на результативность реализации программно-целевых мероприятий, а также его значение для достижения цели благополучного и безопасного детства в современных условиях.
Автором представлен анализ работы Бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ) и отдела Всесоюзной организации изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Курской биофабрики в 1950-1980-е гг. Выявлены основные направления их деятельности: участие в общественных конкурсах-смотрах изобретателей и рационализаторов, организация выставочной деятельности, обмен опытом работы и т.д. Названы фамилии рационализаторов и изобретателей предприятия, показана эффективность от внедрения их предложений в производство.
В статье показана степень участия городского и сельского населения Курской области в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, которые проводились комитетом физкультуры и спорта Курской области с октября 1943 г. по 1963 г.: легкоатлетических и лыжных эстафетах, спортивных праздниках, спартакиадах, а также городских и областных соревнованиях по футболу, баскетболу, хоккею, боксу и т.д. Это позволило выявить место спортивного досуга в повседневной жизни курян в первое послевоенное десятилетие.
В статье рассматривается процедура пожалования знаменного флага учебно-стрелковой команде Балтийского флота. В дореволюционных российских вооруженных силах наличие собственного знамени у подразделения свидетельствовало о его престиже и значении в служебной иерархии. Помимо этого уделяется внимание истории Российского Императорского флота во время Первой мировой войны.
В статье рассматривается исторический опыт, связанный с организацией активных мер по предотвращению распространения туберкулезных заболеваний в местах лишения свободы среди заключенных в Российской империи в конце XIX в., когда указанные заболевания получили широкое распространение и приводили к случаям большой смертности среди арестантов. Обобщение опыта организации профилактической работы в указанном направлении в России на рубеже исторических эпох, характеризуемые конкретные меры, предпринимаемые Главным тюремным управлением Империи, позволяют экстраполировать данную практику в современных условиях деятельности уголовно-исполнительной системы нашей страны.
В статье рассматривается практически не изученная проблема обеспечения профессиональными педагогическими кадрами сельскохозяйственных учебных заведений в пореформенной России в условиях становления и развития сети и системы сельскохозяйственных учебных заведений всех типов. Данная работа началась с подбора и расстановки специалистов, имеющих установленный законом образовательный ценз, затем перешла в стадию психолого-педагогической подготовки и методического обучения работавших преподавателей путем организации педагогических курсов и распространения педагогического опыта. Поиск форм и методов повышения педагогической подготовки преподавателей сельскохозяйственных школ, накопление опыта в этом деле способствовали активизации деятельности по учреждению специальных сельскохозяйственных педагогических учебных заведений.