ЛИНГВОФОЛЬКЛОРИСТИКА
Архив статей журнала
В работе представлен конкорданс служебных слов (союзов и частиц), которые были использованы пудожским сказителем А.Е. Чуковым в былинах, исполненных им для П.Н. Рыбникова. Демонстрируются возможности конкорданса как инструмента для выявления идиолектных особенностей каждого исполнителя.
Данное исследование призвано внести свой вклад в развитие фольклорной диалектологии. В статье рассматривается фонетическое явление протезы как характерное для группы южнорусских говоров, в частности курских. Анализируется её статус в плане решения проблемы тождества фольклорного слова. В центре внимания - условия отражения диалектных особенностей в устно-поэтическом тексте, разграничение протезы и смежных языковых явлений.
Вниманию читателей представляется отзыв на восьмой выпуск «Словаря курских говоров». Подчеркивается значимость этого события, поскольку в научный оборот вводятся новые диалектные материалы, что является еще одним важным шагом в деле суммирования регионального своеобразия русской лексики в ее современном состоянии и исторической ретроспективе.
В работе представлен конкорданс служебных слов (предлогов), которые были использованы пудожским сказителем А.Е. Чуковым в былинах, исполненных им для П.Н. Рыбникова. Демонстрируются возможности конкорданса как инструмента для выявления идиолектных особенностей каждого исполнителя.
Фольклорное слово в частушках является носителем культурной информации. Особого внимания в фольклорном тексте заслуживают колоративы, так как в них актуализируются скрытые смыслы, погружающие слушателя и исполнителя в широкое поле культурных ассоциаций. В статье рассматривается семантика колоратива зелёный, который является одним из наиболее частотных цветовых прилагательных в курских частушках. Задача статьи - изучение синтагматических связей лексемы зелёный , ее функциональной характеристики в композиционной структуре частушки как жанра. Специфика употребления колоратива зелёный объясняется как семантическими особенностями (раскрывающими специфику русской языковой картины мира), так и формальными (характеризующими принадлежность образа к тексту определенного жанра).