ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ
Архив статей журнала
Образ жизни и самочувствие студентов до и после периодов самоизоляции, связанных с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, изучено недостаточно. Цель работы – сравнить образ жизни и самочувствие студентов до и после самоизоляции из-за пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Объектом исследования являлись студенты очного обучения Воронежского государственного педагогического университета. Проведено два онлайн-опроса: первый проводился в марте 2020 года до начала самоизоляции студентов, второй – в марте 2021 года после двух периодов самоизоляции. В первом анкетировании приняли участие 185 респондентов, во втором – 409 студентов Воронежского государственного педагогического университета. При опросе использована онлайн-анкета с закрытыми формализованными ответами, направленными на выявление негативных факторов образа жизни и жалоб на состояние здоровья. Результаты исследования показали, что после самоизоляции увеличился процент студентов, имеющих дефицит сна и прогулок на свежем воздухе. После перехода к дистанционной форме обучения обучающиеся отмечали у себя ухудшение зрения, зуд и раздражение в слуховых проходах при использовании наушников, страхи контрольных и проверочных работ. У каждого второго выявлены нарушения сна, у каждого десятого – сидром вегетативной дисфункции. Использование дистанционных форм обучения требует подробного изучения его влияния на здоровье и благополучие подрастающего поколения. Для сохранения здоровья студентов требуется комплексный и систематический подход к профилактической работе, включающий оптимизацию организации учебного процесса, психолого-педагогическое сопровождение, проведение обучения подростков и студентов гигиене умственного труда, формирование у обучающихся навыков рациональной организации учебной деятельности и досуга как при благоприятной эпидемиологической ситуации, так и в условиях дистанционного обучения.
В статье представлены результаты пилотного исследования состояния психического здоровья подростков в условиях цифровой трансформации образования и интенсификации учебного процесса при профильном обучении в старших классах. Избыточная продолжительность использования интернета для учебных целей и досуга сопряжена с риском развития нарушений зрения и нервной системы, аддиктивных расстройств (зависимостей). Недостаточно изучена распространенность пограничных психических нарушений, в том числе интернет-зависимости (ИЗ), и факторов, влияющих на их формирование.
Цель исследования – изучение распространенности нарушений психического здоровья старшеклассников, включая интернет-зависимость, в условиях профильного обучения и цифровой трансформации общего образования для последующей разработки профилактических мероприятий.
Обследованы 80 десятиклассников московской общеобразовательной организации. Проведен анонимный онлайн-опрос учащихся для выявления жалоб на нарушения здоровья и факторов риска развития ИЗ с последующим персонифицированным обследованием этих же школьников психиатром. В онлайн-опросник включены международный опросник Чена для выявления ИЗ и шкала The Social Media Disorder Scale (шкала SMD) для выявления зависимости от социальных сетей. Использованы непараметрические методы статистики.
Установлено, что психическое здоровье десятиклассников характеризуется высокой распространенностью расстройств невротического круга и соматовегетативных нарушений, обусловленных интенсивными занятиями и ежедневным длительным использованием электронных девайсов, интернета и социальных сетей. По опроснику Чена получены данные, что 66,25% школьников имеют склонность к ИЗ и 18,75% являются интернет-зависимыми. Однако клиническое исследование показало отсутствие учащихся с совокупностью симптомов, достигающей уровня аддикции – ИЗ. У 23,75% школьников выявлена склонность ИЗ, проявившаяся одним или несколькими симптомами. Установлено, что среди десятиклассников со склонностью к ИЗ по сравнению со сверстниками без данной склонности (76,25%) статистически значимо выше распространенность жалоб на нарушения самочувствия и некоторых факторов риска.
Длительное использование интернета старшеклассниками может быть в значительной мере вынужденным, обусловленным цифровой трансформацией, интенсификацией и вузовской системой организации образовательного процесса. Необходимо изучение влияния на психическое здоровье старшеклассников современного профильного обучения с вузовской системой организации образовательного процесса. Методика выявления интернет-зависимости требуют дальнейшего совершенствования с учетом особенностей обучения разных контингентов подростков.
В статье обсуждается проблема учебных перегрузок и их негативного влияния на умственную работоспособность, состояние здоровья и психоэмоциональное состояние школьников. Актуальность решения этой проблемы еще больше возросла в условиях стремительной цифровизации школьного образования. Методология выполненного исследования базируется на изучении и анализе нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательные нагрузки школьников; анализе отечественной и зарубежной научной литературы по вопросам влияния учебных нагрузок и различных условий организации учебного процесса на здоровье школьников. Ретроспективный анализ показал, что на протяжении довольно длительной истории количественные показатели образовательной нагрузки менялись в зависимости от продолжительности обучения в начальной школе и учебной недели; включения в обязательную нагрузку факультативных часов (а затем часов внеурочной деятельности), а также национального компонента для детей, обучающихся в национальных школах на родном языке; продолжительности выполнения домашних заданий. Представлены примеры попыток устранения учебных перегрузок школьников на государственном уровне. Сделан вывод о необходимости совершенствования нормативно-методической базы в части гигиенических требований и требований образовательного стандарта к организации обучения в общеобразовательных организациях.
Исследована актуальная медико-социальная проблема взаимодействия социального института семьи и здоровья ребенка, определены перспективные приоритетные направления научных междисциплинарных исследований по формированию здоровья ребенка в семье, организации государственно-общественной межведомственной помощи семье в укреплении и сбережении здоровья ребенка.