СЕМЬЯ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2023)
Исследована актуальная медико-социальная проблема взаимодействия социального института семьи и здоровья ребенка, определены перспективные приоритетные направления научных междисциплинарных исследований по формированию здоровья ребенка в семье, организации государственно-общественной межведомственной помощи семье в укреплении и сбережении здоровья ребенка.
Идентификаторы и классификаторы
Формирование здоровья детей является одной из приоритетных задач государства и общества. Ее эффективное решение обусловливает социально-экономическое, общественное развитие страны, интеллектуальный, трудовой, экономический, культурный и оборонный потенциал, репродуктивное здоровье подрастающего поколения.
Список литературы
- Указ Президента Российской Федерации от 12.04.2023 г. №875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи». Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013. Дата обращения 13.12.2023 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года». Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305170008. Дата обращения 11.12.2023 г.
- Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изм. и допол. в ред. от 31.07.2020 г. Документ предоставлен КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/bae330cb27c78f5d869019ad831c3027b8f97f30/. Дата сохранения: 12.02.2021 г.
- Антонова Н.Л. Практики здоровьесбережения дошкольников: проблемы и противоречия становления. Дискуссия. 2012; 12: 86-89.
- Абдуллаева В.К., Сулейманов Ш.Р., Шарипова Ф.К. Влияние семейных взаимоотношений в формировании депрессивных и поведенческих нарушений у подростков. Человеческий Фактор. Социальный психолог. 2020; 1(39): 146-153.
- Васильева Т.П., Наумова Н.А., Арсеенкова О.Ю. и др. Семейные факторы в приобщении к курению несовершеннолетних. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко. 2021; 1: 24-29
- Гурьянова М.П., Храмцов П.И., Лашнева И.П., Горелова Ж.Ю. Формирование здоровья детей дошкольного возраста в семье: результаты социально-педагогического исследования. Педагогика. 2023; 4: 71-79.
- Фисенко А.П., Храмцова П.И. ред. Медико-профилактические основы безопасности цифровой среды для здоровья детей и подростков. М.: Деловая полиграфия; 2023. 296 с.
- Дубровина А.С. Практики сохранения здоровья детей младшего школьного возраста в семье. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Анализ риска здоровью - 2021. Внешнесредовые, социальные, медицинские и поведенческие аспекты. Совместно с международной встречей по окружающей среде и здоровью RISE-2021». 18-20 мая 2021 г. Пермь. Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2021: 398-405.
- Хажуев И.С., Идрисов К.А., Саидов А.А. Влияние особенностей дето-родительских отношений и стилей семейного воспитания на формирование у детей девиантных форм поведения. Проблемы современного педагогического образования. 2021; 72 (2): 359-363.
- Новоселова Е.Н. Роль семьи в формировании здорового образа жизни и смягчении факторов риска, угрожающих здоровью детей и подростков. Анализ риска здоровью. 2019; 4: 175-185. DOI: 10.21668/health.risk/2019.4.1
- Гурьянова М.П., Сеппянен Т.П., Курганский А.М. Родительский контроль за безопасным для здоровья ребенка использованием гаджетов и соцсетей. Материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Человек. Здоровье. Окружающая среда». 14 июня 2023 г. Минск. Минск: Бел МАПО, 2023: 145-149.
- Гурьянова М.П., Клочинова П.Д., Котова Н.И. Социально-педагогический анализ процесса социализации в семье ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Педагогика. 2023; 10: 41-50.
- Курганский А.М., Гурьянова М.П., Храмцов П.И. Медицинские и социально-педагогические риски использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств: эмпирическое исследование. Психология и педагогика РУДН. 2023; 23 (3): 501-525.
- Куканова., Е.В. ред. Девиантология родительства: сборник научных трудов. М.: ИИУ МГОУ; 2016. 212 с.
- Денисов А.П., Кун О.А., Денисова О.А. и др. Состояние здоровья детей в зависимости от условий и образа жизни семьи (обзор литературы). Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017; 10-2: 236-240 Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11895. Дата обращения: 24.10.2023 г.
- Антонов А.И. И вместе, и врозь: социология взаимных представлений супругов (по результатам социологических исследований). М.: Издательство «У Никитских ворот»; 2022. 272с.
- Ешеева Д.В., Базарова Т.С. Образ жизни семьи как фактор формирования здорового образа жизни. Материалы международной научно-практической конференции «Социальное сиротство как актуальная проблема современного общества». 2 июня 2016 года. Улан-Удэ. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета; 2016: 96-98.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Педагогика; 1984. 176 с.
- Маркова А.И., Ляхович А.В., Гутман М.Р. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей. Гигиена и санитария. 2012; 2: 55-61.
- Миннегалиев М.М. Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков. Вестник ТГУ. 2012; 7: 213-218.
- Пикуза О.И., Сулейманова З.Я., Закирова А.М. Роль семьи в формировании здоровья ребенка. Практическая медицина. 2019; 17 (5): 161-164.
- Рахматуллаев А.И. Семейные взаимоотношения как фактор риска девиантного поведения подростка. Материалы Всероссийского научного форума студентов с международным участием «Студенческая наука – 2021». 15-16 апреля 2021 года. Санкт-Петербург. СПб.; 2021: 713-714.
- Романкова Ю.Н., Аджигеримова Г.С., Ярославцев А.С. Характеристика медико-социальных факторов, условий, и образа жизни как факторов риска для здоровья детей. Фундаментальные исследования. 2013; 12 (2): 314-318.
- Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения. Вестник Минского университета. 2019; 3 (28): 13-18.
- Тюрина И.Ю. Образ жизни семьи – основа формирования культуры здоровья ребенка. Социально-гуманитарные знания. 2011; 6: 343-349.
- Горелова Ж.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д. Изучение домашнего питания школьников Москвы. Вопросы питания. 2018; 87 (S5): 135-136. DOI 10.24411/0042-8833-2018-10233.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Образ жизни и самочувствие студентов до и после периодов самоизоляции, связанных с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, изучено недостаточно. Цель работы – сравнить образ жизни и самочувствие студентов до и после самоизоляции из-за пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Объектом исследования являлись студенты очного обучения Воронежского государственного педагогического университета. Проведено два онлайн-опроса: первый проводился в марте 2020 года до начала самоизоляции студентов, второй – в марте 2021 года после двух периодов самоизоляции. В первом анкетировании приняли участие 185 респондентов, во втором – 409 студентов Воронежского государственного педагогического университета. При опросе использована онлайн-анкета с закрытыми формализованными ответами, направленными на выявление негативных факторов образа жизни и жалоб на состояние здоровья. Результаты исследования показали, что после самоизоляции увеличился процент студентов, имеющих дефицит сна и прогулок на свежем воздухе. После перехода к дистанционной форме обучения обучающиеся отмечали у себя ухудшение зрения, зуд и раздражение в слуховых проходах при использовании наушников, страхи контрольных и проверочных работ. У каждого второго выявлены нарушения сна, у каждого десятого – сидром вегетативной дисфункции. Использование дистанционных форм обучения требует подробного изучения его влияния на здоровье и благополучие подрастающего поколения. Для сохранения здоровья студентов требуется комплексный и систематический подход к профилактической работе, включающий оптимизацию организации учебного процесса, психолого-педагогическое сопровождение, проведение обучения подростков и студентов гигиене умственного труда, формирование у обучающихся навыков рациональной организации учебной деятельности и досуга как при благоприятной эпидемиологической ситуации, так и в условиях дистанционного обучения.
В статье представлены результаты пилотного исследования состояния психического здоровья подростков в условиях цифровой трансформации образования и интенсификации учебного процесса при профильном обучении в старших классах. Избыточная продолжительность использования интернета для учебных целей и досуга сопряжена с риском развития нарушений зрения и нервной системы, аддиктивных расстройств (зависимостей). Недостаточно изучена распространенность пограничных психических нарушений, в том числе интернет-зависимости (ИЗ), и факторов, влияющих на их формирование.
Цель исследования – изучение распространенности нарушений психического здоровья старшеклассников, включая интернет-зависимость, в условиях профильного обучения и цифровой трансформации общего образования для последующей разработки профилактических мероприятий.
Обследованы 80 десятиклассников московской общеобразовательной организации. Проведен анонимный онлайн-опрос учащихся для выявления жалоб на нарушения здоровья и факторов риска развития ИЗ с последующим персонифицированным обследованием этих же школьников психиатром. В онлайн-опросник включены международный опросник Чена для выявления ИЗ и шкала The Social Media Disorder Scale (шкала SMD) для выявления зависимости от социальных сетей. Использованы непараметрические методы статистики.
Установлено, что психическое здоровье десятиклассников характеризуется высокой распространенностью расстройств невротического круга и соматовегетативных нарушений, обусловленных интенсивными занятиями и ежедневным длительным использованием электронных девайсов, интернета и социальных сетей. По опроснику Чена получены данные, что 66,25% школьников имеют склонность к ИЗ и 18,75% являются интернет-зависимыми. Однако клиническое исследование показало отсутствие учащихся с совокупностью симптомов, достигающей уровня аддикции – ИЗ. У 23,75% школьников выявлена склонность ИЗ, проявившаяся одним или несколькими симптомами. Установлено, что среди десятиклассников со склонностью к ИЗ по сравнению со сверстниками без данной склонности (76,25%) статистически значимо выше распространенность жалоб на нарушения самочувствия и некоторых факторов риска.
Длительное использование интернета старшеклассниками может быть в значительной мере вынужденным, обусловленным цифровой трансформацией, интенсификацией и вузовской системой организации образовательного процесса. Необходимо изучение влияния на психическое здоровье старшеклассников современного профильного обучения с вузовской системой организации образовательного процесса. Методика выявления интернет-зависимости требуют дальнейшего совершенствования с учетом особенностей обучения разных контингентов подростков.
В статье обсуждается проблема учебных перегрузок и их негативного влияния на умственную работоспособность, состояние здоровья и психоэмоциональное состояние школьников. Актуальность решения этой проблемы еще больше возросла в условиях стремительной цифровизации школьного образования. Методология выполненного исследования базируется на изучении и анализе нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательные нагрузки школьников; анализе отечественной и зарубежной научной литературы по вопросам влияния учебных нагрузок и различных условий организации учебного процесса на здоровье школьников. Ретроспективный анализ показал, что на протяжении довольно длительной истории количественные показатели образовательной нагрузки менялись в зависимости от продолжительности обучения в начальной школе и учебной недели; включения в обязательную нагрузку факультативных часов (а затем часов внеурочной деятельности), а также национального компонента для детей, обучающихся в национальных школах на родном языке; продолжительности выполнения домашних заданий. Представлены примеры попыток устранения учебных перегрузок школьников на государственном уровне. Сделан вывод о необходимости совершенствования нормативно-методической базы в части гигиенических требований и требований образовательного стандарта к организации обучения в общеобразовательных организациях.
Издательство
- Издательство
- РОШУМЗ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105064, г Москва, Басманный р-н, Большой Казённый пер, д 8 стр 1, помещ 203
- Юр. адрес
- 105064, г Москва, Басманный р-н, Большой Казённый пер, д 8 стр 1, помещ 203
- ФИО
- Кучма Владислав Ремирович (Президент)