Архив статей журнала

Возрождение (середина XIII – середина XVI столетия). Грани гуманизма. Часть II (2024)
Выпуск: Том 4. Выпуск 3 (2024)
Авторы: Демченко Александр Иванович

Работа является второй частью публикации: Demchenko A. I. The edges of humanism of the Renaissance in the mid-13th – the mid-16th century: Part 1 // Pan-Art. 2024. Vol. 4. No. 2. Эссе посвящено рассмотрению искусства и культуры периода Возрождения, открывающего Новое время, взятого в пределах от середины XIII до середины XVI столетия. В предыдущей части публикации был охвачен период перехода от Раннего Возрождения к Проторенессансу. В данной части эссе раскрываются особенности утверждения стиля ренессанс, кульминация которого пришлась на конец XV – начало XVI века. Данный этап справедливо обозначен как Высокое Возрождение – время создания шедевров Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера. В ходе обзора ключевых артефактов Возрождения (от литературы и музыки до живописи и скульптуры) автор обосновывает огромное значение данной эпохи, по праву «золотого века» искусства, для последующего развития европейской художественной культуры.

Сохранить в закладках
Возрождение (середина XIII – середина XVI столетия). Грани гуманизма. Часть I (2024)
Выпуск: Том 4. Выпуск 2 (2024)
Авторы: Демченко Александр Иванович

Эссе посвящено рассмотрению искусства и культуры периода Возрождения, открывающего Новое время, взятого в пределах от середины XIII до середины XVI столетия. В данной части
работы отмечаются художественные достижения Среднего Востока в обозначенный период, в частности в области архитектуры, поэзии (в том числе возникновение гуманизма). Переходя к культуре европейской, автор отдельно останавливается на искусстве православного мира (главным образом на церковной живописи и в меньшей степени – на древнерусском знаменном пении), обозначая его влияние на веяния Ренессанса. Автор обращается к готическому стилю, несколько противостоящему привычным представлениям об эпохе Возрождения (своего рода «контркультуре»), во всем многообразии его воплощений – в изобразительном искусстве, музыке, литературе. Особое внимание в работе уделяется ядру искусства эпохи Возрождения, прослеживается его эволюция от Раннего Возрождения (шедевры скульптуры готических соборов) к Проторенессансу (картины и фрески итальянских мастеров, возникновение психологизма в живописи, литературное направление Dolce stile nuovо, ознаменовавшее переход от Средних веков к Новому времени, Ars nova в музыкальном искусстве). Раскрытие данной темы будет продолжено в следующей части эссе.

Сохранить в закладках