УФИМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ
Архив статей журнала
Уровень образованности населения Республики Татарстан является отражением высокого уровня социально-экономического развития. Согласно официальным данным Татарстанстата, Численность обучающихся в государственных учреждениях общего, основного общего, среднего образования за период с 2017 по 2022 гг. возросла с 432,8 до 485,4 тыс.чел., т.е. на 12,2%. Обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет местами в дошкольных образовательных организациях Республики Татарстан увеличилась на 25%. Общая численность педагогических работников в 2022 г. в Республике Татарстан составила 21863 чел., из которых 99,4% – это женщины. Из них 83,1% обладают высшим образованием, из которых 81,9% - высшим педагогическим образованием, 16,8% - средним профессиональным образованием, из них 1,6% - педагогическим. В школах Республики Татарстан численность обучающихся в группах продленного дня за период с 2018 по 2022 гг. увеличилась на 18,8%: с 107943 до 128209 чел. В регионе увеличивается число обучающихся в системе среднего профессионального и высшего образования. Увеличивается число обучающихся в государственных учреждениях общего, основного общего и среднего образования. За период с 2018 по 2022 г. данный показатель возрос на 12,2%: с 432,8 до 485,4 тыс.чел. Уровень обеспеченности детей метами в дошкольных образовательных учреждениях мест в Республике Татарстан возрос с 596 до 743 мест на каждые 1000 чел. детей дошкольного возраста. В школах Республики Татарстан численность обучающихся в группах продленного дня за период с 2018 по 2022 гг. увеличилась на 18,8%: с 107943 до 128209 чел.; в т.ч. в городах и в поселках городского типа – на 21%, в сельской местности – на 0,7%: с 11646 до 11722 чел. Система образования Республики Татарстан полностью укомплектована квалифицированными педагогами, процессы развития профессионального мастерства находятся в приоритете на всех уровнях управления образовательной системы.
В статье исследуется влияние социальных сетей на профессиональный выбор старшеклассников. Представлены результаты социологического исследования по оценке влияния социальных сетей на профессиональный выбор старшеклассников г. Уфы. Объектом исследования являются старшеклассники г. Уфа Республики Башкортостан в возрасте 16-17 лет. Методы, используемые в статье: общенаучные методы, такие как анализ и синтез, а также социологический метод в виде анкетного опроса. В статье исследована готовность молодежи использовать информацию для профессионального самоопределения в социальных сетях, определена степень удовлетворенности молодежи информацией в социальных сетях, необходимой для профессионального самоопределения. Проведено сравнение традиционных социальных сетей и новых медиа (телеграм-каналы, подкасты) по таким критериям как актуальность, достоверность, полезность информации, понятность и оперативность информации. Определено мнение старшеклассников относительно того, как новые медиа в виде телеграм-каналов и подкастов влияют на профессиональную жизнь людей. По результатам исследования определено, что большинство респондентов используют информацию об образовательных и профессиональных стратегиях в сетях для самообразования (37,3% опрошенных), учебы (19,6%) и выбора профессии (19,6%). Выявлено, что 47,9% молодежи иногда соглашаются с мнением в профессиональной сфере, высказанным в сетях, а иногда нет. Установлено, что молодые люди предпочитают получать информацию о профессиях через подкасты и каналы в телеграм-сети, а не через традиционные социальные сети. По оценкам старшеклассников, что традиционные социальные сети теряют свою популярность в большей степени из-за намеренного искажения информации (56,9%) и присутствия рекламы (56,9%), а также из-за большего количества лишней информации (49,0%).
В статье представлено исследование социального положения неполных семей в России на сегодняшний день, их ключевых проблем и технологий оказания помощи. Представлены основные причины возникновения, виды и социальные характеристики семей с одним родителем. Определено, что неполная семья, являясь малой социальной группой, находится в уязвимом состоянии из-за отсутствия одного из родителей. Количество неполных семей с каждым годом растет, их доля составляет около 40 % от всех семей. В монородительской семье воспитанием детей в основном занимаются матери-одиночки – 31,2 %, одинокие отцы составляют 7,3 %. По результатам социологического исследования, проведенного авторами, социальный портрет неполной семьи представляет малообеспеченная разведенная женщина 25-35 лет с одним ребенком. Проанализированы и представлены основные виды монородительских семей, такие как осиротевшая, распавшаяся, разведенная и внебрачная. В ходе исследования выделены ключевые причины возникновения неполных семейных групп в России, в частности, увеличение числа разводов, рост рожденных внебрачных детей, высокая смертность среди мужчин или смерть одного из родителей, расширенные неполные семьи, лишение родительских прав. На решение проблем неполных семей направлена социальная работа, суть которой заключается в оказании помощи и содействия одинокому родителю в решении различных семейных проблем и воспитании детей. Представлены приоритетные технологии оказания помощи неполным семьям, одиноким родителям и детям.