Архив статей журнала
В статье социальный капитал рассматривается, как комплекс социальных факторов, являющихся составной частью потенциала социума, который способствует развитию всех компонентов общества как системы. Социальный капитал – это нематериальная часть системы ресурсов, ценностей и отношений, создающая их владельцу возможности и условия реализации определённых целей, в результате которых может получить материальные и социально-духовные блага. Предложенный подход дает возможность определить, как структуру основных этапов реализации социального капитала, так и разработку технологии и механизма управления этим феноменом. Социальный капитал любого субъекта общества имеет достаточно сложную иерархическую структуру, как и общество в целом. Более точно - она соответствует в основном структуре капитала общества с определенной модификацией. Социальный капитал не является атрибутом лишь отдельного человека, как это утверждается в абсолютном большинстве зарубежных и отечественных публикациях. Его основу составляет капитал общества в целом, различных социальных сообществ, социальных групп и слоев, населения административно-государственных систем, коллективов и т.д. В структуре социального капитала в целом целесообразно выделить, трудовой, научно-образовательный, профессионально-квалификационный, информационный, инновационный, организационно-управленческий, социально-демографический, политико-правовой и другие составляющие. Естественно, каждый указанный капитал является относительно самостоятельной системой и имеет большое количество своих внутренних элементов. Все структурные элементы социального капитала находятся в органической взаимосвязи и взаимообусловленности. Поскольку развитие социальных субъектов в современном обществе зависит от эффективности развития и реализации капитала, именно в этой сфере огромные возможности для инноваций. Определяются основные методы и средства, способствующие активизации процесса реализации социально капитала, в обязательном порядке должны предусматриваться в стратегической программе социально-экономического развития не только страны, но и всех социальных субъектов общества. Обозначены основные показатели, отражающие уровень развития и реализации социального капитала, определены этапы разработки программы и её реализации.
В статье рассматриваются основные социально-демографические характеристики и показатели детской инвалидности в Российской Федерации и Республике Башкортостан за последние годы. Данные статистических служб свидетельствует о росте количества детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья как на федеральном, так и на республиканском уровнях. За 2016-2023 гг. в Российской Федерации детская инвалидность выросла на 17% (617 тыс. чел. в 2016 г., 722 тыс. чел. в 2023 г.). В Республике Башкортостан детская инвалидность выросла на 14% за 2018-2023 гг. (15973 чел. в 2018 г., 18336 чел. в 2023 г.). Чаще всего детская инвалидность по Республике Башкортостан обусловлена психическими расстройствами и расстройствами поведения, болезнями нервной системы и врожденными аномалиями. Данный тренд влечет за собой необходимые изменения во многих общественных сферах, в том числе и в сфере образования. Создание комфортной образовательной среды для детей с особыми потребностями способствует повышению качества их образования и возможностям их успешной социальной адаптации. В настоящий момент около пятой части детей-инвалидов продолжают обучаться на дому (19,2% в 2022 г.). Что может быть обусловлено не столько проблемами инфраструктуры и низкой удовлетворенности качеством адаптированных программ, сколько причинами особенных семейных обстоятельств. За последние годы в России снижается количество родителей, не ориентированных на получение дальнейшего образования ребенком-инвалидом (16,9% в 2018 г., 15,7% в 2020 г., 13,6% в 2022 г.). При этом тенденция выбора в пользу высшего образования сокращается, а в пользу начального или среднего профессионального образования увеличивается. За 2015-2023 гг. удовлетворенность детей-инвалидов (со слов родителей) работой общеобразовательной организации, как в общем, так и по качеству обучения и условиям пребывания в школе, выросла по России. Представленные Уфимский гуманитарный научный форум / Ufa Humanitarian Scientific Forum, 2024, № 1 350 в статье данные позволяют сделать вывод о наличии позитивных изменений в процессе адаптации системы образования для детей с инвалидностью и ОВЗ.
В статье анализируется проблема восприятия господдержки в Московской области. Цель исследования – выявление субъективного восприятия господдержки многодетными матерями. На основе исследования, которое выполнялось с помощью анкетирования многодетных матерей, проживающих в Московской области, выявлено, что большинство многодетных матерей (87,5%) не удовлетворены социальной поддержкой со стороны государства. Отмечается также, что материальные (86,7%), жилищные (65,3%) и бытовые проблемы свойственны большинству многодетных семей, которые в первую очередь нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства (86,7%). Почти все опрошенные многодетные матери (91,6%) не получают информацию о своих дополнительных возможностях и льготах. Сделаны рекомендации по решению выявленных проблем.
Питание в школе важно для здоровья и обучения детей, воспитания привычек здорового питания. Эффективная организация питания должна быть нацелена не только на удовлетворение потребности в питательных веществах тех, кто питается в школе, но и на обеспечение доступности питания, на востребованность школьного меню, минимизацию пищевых отходов. В данной работе приведены подходы к управлению школьным питанием, его финансированию в разных странах мира и регионах России. Выявлено, что проблемы в школьном питании схожи во многих странах мира и регионах России: уровень финансирования, востребованность школьной еды, невысокая удовлетворенность школьной едой, рост пищевых отходов, необходимость бесплатного питания для многих категорий детей. На примере Республики Башкортостан показаны объем финансирования школьного питания относительно бюджета региона, на основе данных социологических опросов, проведенных в ИСИ АН РБ, показана связь между доходами семьи, наличием двух или одного родителя и удовлетворённостью питанием в школе. Обсуждаются меры по повышению качества питания в школах региона на примере опыта Финляндии и с учетом пожеланий, высказанных родителями в ходе социологических опросов.
В статье, посвященной изучению сложностей профессиональной деятельности медицинских работников государственной системы здравоохранения, исследованы теоретико-методологические подходы к изучению этой профессиональной группы, самооценки ее трудовой деятельности и др. Вопросы, связанные с осмыслением трудовой деятельности медиков, изучались в русле социологии профессий. Целью исследования явился анализ самооценок некоторых аспектов профессиональной деятельности медицинских работников, включающих факторы, препятствующие ее эффективности, меры по улучшению условий труда, а также материально-техническое оснащение рабочих мест сотрудников государственных медицинских учреждений. В основу статьи положено социологическое исследование, проведенное в Республике Башкортостан методом стандартизированного опроса среди сотрудников медицинских организаций республики. В ходе исследования было выявлено, что основными факторами, препятствующими результативности трудовой деятельности медиков, являются: неэффективная система вознаграждения сотрудников, низкий уровень оплаты труда и вредные условия их трудовой деятельности. По мнению респондентов, больше всего снижает эффективность трудового процесса именно неудовлетворенность заработной платой. В этой связи в качестве решения данной проблемы предлагается ежегодная индексация заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, изменение порядка финансового стимулирования медицинских работников, заключающегося в снижении влияния руководителей медицинских организации на распределение ее премиальной части. В числе наиболее популярных мер, направленных на улучшение состояния здоровья медиков, на первом месте – ежегодная диспансеризация. Что касается доступности санаторно-курортного лечения и отдыха, то этой мерой воспользовались не более 14 % опрошенных. Наибольшую обеспокоенность респондентов вызывают такие негативные факторы, как недостаточное оснащение организации необходимой медицинской техникой, высокотехнологичными медицинскими аппаратами, расходными материалами медицинского назначения, медицинскими инструментами.
В статье анализируется отношение молодежи к здоровью как ценности. Представлены результаты социологического исследования по оценке значимости здоровья для современной молодежи. Объектом исследования является студенческая молодежь Республики Башкортостан в возрасте до 35 лет. Используемые методы - общенаучные методы анализ и синтез, а также анкетный опрос как социологический метод. Рассмотрены основные подходы к исследованию здоровья молодежи. Материалы статьи основаны на результатах социологического опроса студенческой молодежи Республики Башкортостан, обучающихся в Уфимском университете науки и технологий (в головном вузе в г. Уфа, а также в филиалах в г. Бирск, г. Ишимбай, г. Кумертау, г. Нефтекамск, г. Сибай, г. Стерлитамак). Общее количество респондентов - 1500 человек. По результатам исследования установлено, что состояние здоровья как хорошее оценивает только 61,7% опрошенных. При этом каждый третий из четырех опрошенных (76,7%) следит за своим здоровьем. Основными способами поддержания здоровья молодежью являются занятия физкультурой, гимнастикой, спортом, зарядкой (51,9%), отказ от вредных привычек (45,1%), медицинские осмотры и диспансеризация (41,4%), правильное питание (40,7%). Выявлено, что только каждый третий молодой человек (30,2%) в свое свободное время предпочитает заниматься спортом, физкультурой. Определены основные направления молодежной политики для обеспечения здоровьесбережения молодежи и стимулирования здоровьесберегающего поведения молодежи. Установлено, что по оценкам молодежи для популяризации ведения здорового образа жизни и занятия спортом в Республике Башкортостан необходимо развивать спортивную инфраструктуру парков и зон отдыха (60,7%), спортивную инфраструктуру на территории жилых зон и во дворах (49,1%), создавать в каждой школе спортивные клубы (39,5%).
Оценка уровня и динамики роста заболеваемости населения Республики Башкортостан за период с 2015 по 2022 годы показывает, что общее число заболеваний на каждые 1000 человек населения в регионе возросло на 18%, составив 2142 случая на каждые 1000 человек населения. Это значит, что на одного жителя региона в 2022 г. стало приходиться 2,1 заболевание, а не 1,8, как это было в 2015 г. Число заболеваний с диагнозом, впервые установленным в жизни, в регионе возросло на 27%, составив 1082,4 случая на каждые 1000 человек населения. Удельный вес заболеваний с диагнозом, впервые установленным в жизни, в общем числе заболеваний в расчете на 1000 населения возрос с 46,8 до 50,5%. В результате пандемии COVID-19 некоторые целевые показатели, отраженные в Программе, пока не были достигнуты, поскольку последствия данного заболевания оказывают негативное влияние на многие жизненно важные органы человека: прежде всего дыхательную систему, систему кровообращения, болезни костно-мышечной системы, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением и ряд других. Мировая система здравоохранения сейчас находится в процессе изучения последствий заболевания COVID на человеческие организмы, ученые всех стран мира находятся в поиске активных действенных мер для снижения губительного воздействия данного инфекционного заболевания на здоровье человека.
В статье рассматриваются основные тенденции демографических процессов, протекающих в одном из крупных по численности населения регионов Российской Федерации на территории Урало-Поволжья – Республике Башкортостан. Хронологические рамки исследования охватывают последнее десятилетие ХХ и первое десятилетие XXI века (1990–2010 гг.). Этот период для республики, как и для России в целом, ознаменовался не только складыванием новых форм социально-экономических и общественно- политических отношений (переходом к рыночной экономике, распадом Советского Союза, образованием в 1990-е годы суверенных национальных республик в составе Российской Федерации), но и качественными изменениями в воспроизводстве населения и миграционных процессах. Во-первых, с начала 1990-х годов интенсивность рождаемости в республике снизилась ниже границы простого воспроизводства; во-вторых, в этот же период началась естественная убыль населения, которая продлилась до 2009 г.; в-третьих, в 2000-е годы начинает снижаться численность постоянного населения республики, сокращается трудоспособное население, растет число лиц старше трудоспособного возраста, которое начинает доминировать над группами, моложе трудоспособного возраста; в-четвертых, республика начинает принимать большой поток беженцев и вынужденных переселенцев, а также трудовых мигрантов из республик бывшего Советского Союза. В этих условиях важное значение приобретает характер и направленность региональной социальной политики. В Республике Башкортостан она приобретает ярко выраженную социальную и демографическую направленность. Под руководством и при поддержке первого Президента республики М. Г. Рахимова в Башкортостане реализуется система взаимосвязанных мер по стимулированию рождаемости, поддержке семей (особо выделяется категория многодетных семей), снижению смертности, решению социальных проблем беженцев и вынужденных переселенцев. Благодаря продуманной эффективной социальной и демографической политике республике во многом удалось избежать усиления негативных демографических тенденций, которые проявились в рассматриваемый период в стране в целом.
В статье рассматриваются теоретические аспекты развития оценки биологических активов аграрном секторе экономики Республики Башкортостан. В отечественной и международной учетной системах существует серьёзные различия в порядке признания, оценки и представления в отчетности объектов сельскохозяйственного производства. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) определяют, что активы, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, следует обеспечить как биологические активы (растения, животные), которые по истечении производственного цикла трансформируются в сельскохозяйственную продукцию. В условиях перехода на МСФО законодательное регулирование бухгалтерского учета в России предприятий аграрного сектора экономики является несовершенным и требует доработки и уточнения. В системе российских стандартов учета в настоящий момент отсутствует положение, регулирующее порядок признания, оценки и представления в отчетности биологических активов.
Согласно данным Агентства стратегических инициатив, с 2019 по 2023 годы Республика Татарстан устойчиво занимала вторую позицию в стране в национальном рейтинге по оценке состояния инвестиционного климата. По уровню инвестиционной привлекательности Республика Татарстан по итогам 2023 года заняла третье место после Москвы и Санкт-Петербурга, а среди регионов Приволжского федерального округа – первое место. Размер валового регионального продукта в Республике Татарстан за период с 2015 по 2022 гг. увеличился в 2,1 раза, составив более 3,8 трлн.руб. в т.ч. на душу населения – в 2,1 раза, составив около одного миллиона рублей. Размер инвестиций в основной капитал в регионе за анализируемый период возрос на 44%, составив 888,6 млрд.руб. Инвестиции в непроизводственные нефинансовые активы крупных и средних предприятий и организаций выросли на 59%, составив 5748,4 млн.руб. Удельный вес объема инвестиций в основной капитал в общем объеме валового внутреннего продукта в Республике Татарстан в 2015 г. был равным 33,8%, в 2020 г. – 23,4%, в 2021 г. – 20%, в 2022 г. – 23%. Наибольший удельный вес инвестиций в общем объеме ВВП за период с 2015 по 2022 гг. отмечается в Дальневосточном федеральном округе – 25,2-29,8%, в Северо-Кавказском федеральном округе – 27,8%, в Сибирском федеральном округе – 22,1%, в Уральском федеральном округе – 20,4%, в Центральном федеральном округе – 20,2%, затем в Южном федеральном округе – 19,5%, в Приволжском федеральном округе – 19,4% и в Северо-Западном федеральном округе – 14,2%. В структуре удельного веса инвестиций в основной капитал Республики Татарстан по видам экономической деятельности, наибольший удельный вес принадлежит обрабатывающим производствам – 30%, транспортировке и хранению – 25%, добыче полезных ископаемых – 17%, деятельности по операциям с недвижимым имуществом – 6%, сельскому, лесному хозяйству – около 5% и т.д. Привлечение инвестиций способствует созданию благоприятных условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию регионов, увеличению числа рабочих мест, повышению уровня оплаты труда, а, следовательно, – к повышению уровня и качества жизни населения.
В статье рассмотрены процессы импортозамещения, которые представляют собой тип экономической стратегии и аграрой политики государства, направленный на защиту внутреннего сельскохозяйственного производителя путем замещения импортируемых продовольственных товаров и сырья товарами национального производства. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего сельскохозяйственного производства, повышение качества производимой продукции, технологий применяемых на предприятиях АПК, развитие инноваций, в условиях цифровизации. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. Исследованием установлено, что тема импортозамещения наиболее актуальна в настоящее время в связи с западными санкциями против России. Поэтому итогом новой экономической политики в этих сложных условиях должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от антироссийских санкций. Цель данной работы сводится к изучению и внедрению в практику стратегии импортозамещения, предполагающей постепенный переход от производства сельскохозяйственной продукции к наукоемкой и высокотехнологичной продукции аграрного сектора страны, путем повышения уровня развития производства и технологий. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
В статье проведено исследование концептуально-теоретических и прикладных аспектов стратегическое управление региональным сельским хозяйством на примере субъектов Уральского федерального округа РФ с учетом выявленных тенденций развития основных сегментов мирового рынка сельскохозяйственной продукции. Авторами консолидированы позиции российских и зарубежных исследователей в части стратегических решений в управлении сельским хозяйством. В ходе исследования представлены данные прогнозной стоимости основных сегментов мирового рынка сельскохозяйственной продукции к 2035 году, дана характеристика модели «Сельское хозяйство 4.0». В целях проведения исследования стратегического управления в контексте регионального развития был принят качественный метод полуструктурированного интервью с агропредпринимателями субъектов Уральского федерального округа, имеющими опыт работы в агропромышленности более семи лет. Эмпирические результаты показали, что среди определяющих вводных менеджмента сельского хозяйства можно выделить: ход развития сельского хозяйства, единую бизнес сферу, правительственный курс, внешнюю и внутреннюю конкурентную борьбу участников рынка, логистические условия и зрелость заказчиков. Согласно выводам авторов, стратегическое управление региональным сельским хозяйством представляет собой связь элементов, позволяющих управлять развитием агропредприятий в долгосрочной перспективе, отвечая на вызовы внешней и внутренней среды посредством развития менеджмента. Авторы исследуют способы развития менеджмента агропредприятий в условиях новой реальности ХХI века, в условиях трансформации геополитической ситуации и интенсивных изменений, создавших новую реальность национальной продовольственной безопасности. Представленный в статье методологический подход к стратегическому управлению сельским хозяйством на мезоуровне описывает ответы управленцев сельского хозяйства на различные вызовы, на которые бизнесу приходится отвечать в сфере сельскохозяйственного бизнеса. В рамках данной работы авторам удалось исследовать менеджмент Российского регионального сельского хозяйства под новым углом посредством интервьюирования топ менеджмента ведущих участников рынка отрасли. Итоги исследования демонстрируют то, что ключевые игроки сельского хозяйства сфокусированы на поддержание высокой автономии сельского хозяйства. Авторами выделены три сценария, реализация которых вероятна в процессе трансформации аграрной отрасли.