УФИМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ
Архив статей журнала
Отношение молодежи к семье, браку, семейным ценностям, продолжению рода является особенно актуальной проблемой общества, от решения которой в значительной степени зависит будущее демографического развития как в стране в целом, так и в республике в частности. В статье рассматриваются актуальные теоретико-методологические основы изучения современной молодежи и их установки на семью и брак. Семья как малая социальная форма и молодежь как социально-демографическая группа, а вместе как предмет социологии, тесно взаимосвязаны. Их взаимосвязь можно охарактеризовать как перихорисис – термин, пришедшим из богословия и означающий неотлучность, нераздельность, неотделимость одной части от другой, но не смешиваясь или сливаясь, а оставаясь однородным. Задача настоящего исследования рассмотреть эту взаимосвязь как объект научного познания, определить теоретико-методологические основы изучения социального явления, ответить на вопрос какое место семья и брак занимают в системе морально-нравственных ценностей молодежи одновременно являясь основой для формирования этих ценностей, фактором нравственного становления молодежи. Методологическим основанием исследования являются идеи классиков мировой социологической мысли, работы отечественных и зарубежных исследователей по социологии семьи и молодежи. В исследовании используется системный, синергетический подход. Полученные данные могут быть использованы для теоретического осмысления современного состояния и положения студенческой молодежи в вопросах создания семьи, заключения брака, половозрастных предпочтений, деторождении, а также при разработке и реализации региональной молодежной и семейной политики, механизмов поддержки студенческой молодежи, улучшения ее социального статуса и самочувствия в обществе.
Статья посвящена вопросам организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью выявления существующих проблем и определения современных тенденций в системе образования было проведено социологическое исследование «Социальные проблемы повышения качества образовательной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью в школах Республики Башкортостан». Исследование было направлено на выявление и изучение социальных явлений, существующие в обществе и оказывающие влияние на реализацию образовательного процесса в республике. Особенностью изучения данной темы является то, что дети с ограниченными возможностями здоровья – учащиеся образовательных учреждений имеют психофизиологические отклонения и нуждаются в организации специальных образовательных условий. В результате анкетного пороса родителей/законных представителей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях республики, были определены проблемы формирования образовательной среды, их объем, актуальность и значимость. В ходе анкетирования респонденты ответили на вопросы о возможных негативных явлениях со стороны руководства образовательных учреждений, оценили характер и актуальность существующих проблем при организации образовательного процесса, определили соответствуют ли рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии специальные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе. Результаты исследования свидетельствуют о достаточном уровне удовлетворенности респондентами созданными в образовательных учреждениях условиями. Помимо этого, в ходе исследования выявилась такая тенденция (особенность) как недостаточный интерес или вовлеченность родителей/законных представителей в проблемы, условия и характер обучения их детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена вопросам организации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Одна из проблем организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья заключена в отсутствии или недостаточности научного осмысления данного социального явления. Несмотря на исторически короткий период своего существования инклюзивное образование в России, организация и повышение качества образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, накопившиеся социальные проблемы в области организации и осуществления образовательной деятельности требуют серьезного изучения. С этой целью в статье актуализируется необходимость системного комплексного междисциплинарного исследования социальных проблем организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в общеобразовательных учреждениях. В качестве рабочей гипотезы исследования предлагается изучение таких социальных проблем как нехватка квалифицированных кадров, низкая мотивация и квалификация педагогов и специалистов, отсутствие или недостаточность в образовательных учреждениях специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Также в статье рассматриваются отношения российской государственной власти к вопросам социальной поддержки социально уязвимых слоев общества, к которым относятся и дети с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Наряду с дифференцированным и интегрированным видами образования инклюзивное образование рассматривается не только как один из видов специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и как образовательное пространство в целом, предназначенное для реализации образовательных и межличностных отношений, психофизической коррекции и абилитации, личностного и социального роста, социальной инклюзии и профессиональной ориентации.