ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Архив статей журнала
В статье рассматривается феномен первой пандемии XXI века и ее глобального влияния на жизнедеятельность человечества, включая переформатирование всех межгосударственных и общественных отношений. В условиях пандемии гражданское общество все больше начинает апеллировать к традиционному государству. Именно оно выходит на первый план борьбы с новой угрозой, поскольку наднациональные институты так и не смогли до сих пор продемонстрировать достаточный уровень эффективности. Но у традиционного государства, равно как и у ни одного правительства в мире тоже нет готовых ответов. Они только учатся реагировать на глобальную биологическую угрозу, к которой мир оказался совершенно не готов. Угрозу, поставившую перед человечеством новые, и, безусловно, крайне неудобные для него вопросы: «А каковы, собственно, пределы солидарности граждан, государств, союзников в условиях пандемии? И насколько каждый человек в принципе готов добровольно ограничить свою свободу с тем, чтобы не пострадали другие?» Другими словами, где в условиях пандемии и угрозы жизни конкретного индивидуума и социума в целом проходит граница между личным и общественным? И кто должен ее определять? Таким образом, Covid-19 - это далеко не только медицинская проблема, у этой пока еще недостаточно изученной инфекции есть и социально-экономическое, и политическое измерение. Пандемия внезапно поменяла не только бытовые привычки, - меняется и система базовых ценностей в целом. Мир в режиме реального времени учится жить в новых для себя границах.
В статье рассматриваются вызовы для мультилатерализма на нынешнем этапе развития системы международных отношений. Отдельно анализируется внешняя политика действующей американской администрации, которая демонстрирует отказ от принципа «win-win», когда выигрывают все. Внимание уделяется политике европейских союзников США в рамках трансатлантического партнерства, последние пытаются сохранить основы союзнической солидарности. Анализу подвергнуты результаты юбилейного саммита НАТО в Лондоне, который был одним из самых парадоксальных в истории Альянса.
8 мая 2018 г. Д. Трамп анонсировал выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), или так называемого Ядерного соглашения по Ирану1 , которое было подписано в июне 2015 г. после десятилетних изматывающих переговоров. Согласно этому документу, Иран брал на себя обязательство вывезти за пределы территории страны 98% обогащенного урана (хранить у себя можно было не более 300 кг), снизить с 20 до 5 тысяч общее число центрифуг для обогащения, не производить используемый для создания ядерного заряда обогащенный уран и обеспечить беспрепятственный мониторинг инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Со своей стороны, США и Европейский союз частично сняли санкции с Ирана, предоставив ему возможность продавать свою нефть на международном рынке и пользоваться глобальной финансовой системой. Также были разблокированы счета иранского правительства в зарубежных банках на сумму свыше 100 млрд долл.
Прошедшие 24 октября 2017 г. федеральные парламентские выборы в Германии выявили ряд феноменов, которые оказывают огромное значение на вектор развития страны и более того, потенциально могут повлиять на будущее всего Европейского союза в целом. Официальные результаты выборов таковы: блок ХДС/ХСС получил 33% голосов избирателей, СДПГ – 20,5, СвДП – 10,7, левая партия – 9,2, Союз-90/Зеленые – 8,9, «Альтернатива для Германии» (АдГ) – 12,6%. Таким образом, блок ХДС/ХСС потерял на выборах около 8% голосов, которые ушли к «АдГ», получившей в итоге 94 места в Бундестаге (третья по численности фракция). Это – первое попадание в парламент правой партии за всю историю послевоенной Германии