МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Архив статей журнала
В статье в историко-педагогическом ракурсе рассматривается специфика музыкального образования в Калининградской области, которая вошла в состав Российского государства в результате Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Прослеживается роль музыкального образования в формировании единства населения области, которое составили люди, приехавшие в этот западный форпост страны из разных регионов России. Приводятся свидетельства о том, что именно музыкальное просвещение и образование способствовали укоренению системы ценностей русской культуры на бывшей немецкой территории. В центре внимания автора находятся основные вехи, оказавшие влияние на кардинальные преобразования в становлении и развитии в Калининградской области дополнительного и профессионального музыкального образования: просветительская деятельность концертно-эстрадного бюро; учреждение в области первой музыкальной школы, музыкального училища, «Образовательно-методического центра», который стал регулировать и оказывать методическую поддержку деятельности образовательных учреждений, а также Балтийского филиала Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
В статье рассматривается концепция музыкального воспитания, сформированная К. Ф. Цельтером, выявляется роль Цельтера как композитора и организатора музыкального образования и воспитания. Утверждается мысль о том, что его идеи не только имеют историческое значение, но и актуальны для современного музыкального образования. Представлены некоторые биографические данные о жизни К. Цельтера, связанные с созданием им Института церковной и школьной музыки в Кёнигсбергском университете. Указаны каналы воздействия на его мировоззрение идей Иммануила Канта о воспитании и роли музыки в формировании чувств, которые делают человека восприимчивым к нравственным установкам. Обоснована мысль о том, что именно под воздействием идей Канта о взаимосвязи морального и религиозного сознания К. Цельтер сделал центром своей концепции музыкального образования воспитание чувств как основу нравственности и любви к Богу.