Социальные и гуманитарные знания
Архив статей журнала
Осуществляется комплексный подход к рассмотрению периода дистанта во время пандемии коронавируса с точки зрения социологии, педагогики и психологии. Путём сравнительного анализа было выявлено, что период вынужденного тотального дистанта у участника образовательного процесса во многих аспектах сравним с периодом запоя у индивида, употребляющего психоактивные вещества. В связи с этим данный период получил в работе название дистант-запой. Наблюдения и результаты экспериментов показывают, что со временем у технозависимой и у наркозависимой личностей происходит зеркальная деформация таких аспектов, как социальная, эмотивная, физиологическая и когнитивная сферы. Во время длительного периода дистанта у преподавателей, студентов и школьников страдала социальная сфера, получили развитие чувство одиночества и ангедония; наблюдалось снижение эмпатии и когнитивных способностей; имело место ухудшение общефизического состояния. Возвращение к очному формату обучения характеризуется «стрессом выздоровления», поскольку этот процесс оказался не менее сложен и длителен, чем вхождение в тотальный дистант, и его последствия многими ощущаются до сих пор. В заключительных разделах работы затрагиваются проблемы генетической предрасположенности к формированию интернет-зависимости, правового и политического регулирования цифровой образовательной среды, которые остаются открытыми для обсуждения.