ВЕСТНИК ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Архив статей журнала
В сборнике очерков представлена историко-культурная и природная характеристика экскурсионного маршрута, включающего в себя ряд культурно-исторических объектов г. Армавира и Новокубанского района. Эти объекты относятся к разным периодам жизни
людей на Кубани – от археологических эпох бронзы, раннего железа и Средневековья до современности.
Особое внимание уделено памятникам российского периода истории региона, в числе
которых такие знаковые свидетели дореволюционного прошлого, как историческое ядро города Армавира, Крепость Прочный Окоп и станица Прочноокопская.
Проведение исследований и издание сборника осуществлены при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научно-инновационного проекта № НИП-20.1/22.7
«Создание сети виртуальных музейных площадок на базе историко-культурного наследия восточной зоны Кубани».
В статье рассматривается концепт handmaid в романе-антиутопии канадской писательницы М. Этвуд «Рассказ служанки». Написанный в 1985 году, роман переживает новый всплеск популярности. Исследование посвящено описанию понятийного и оценочного
компонентов в структуре концепта handmaid, анализу средств их репрезентации. Как показало исследование, понятийный компонент концепта handmaid репрезентирован посредством номинантов концепта и его актуальных признаков. Признаками, формирующими структуру концепта handmaid, являются religion/религия, loss of individuality / потеря индивидуальности, oppression/притеснение, fertility/плодородность, submission/подчинение, constant surveillance / постоянное наблюдение, limited language / ограничение языка, brainwashing / промывание мозгов, violence/насилие. Оценочный компонент реализуется отрицательно окрашенной и положительно окрашенной лексикой (прилагательными и именными сочетаниями).
В статье рассматривается драма талантливого даргинского поэта, прозаика, драматурга и переводчика С. Рабаданова «Батырай». Актуальность выбранной темы объясняется важностью значения творчества Батырая в истории как даргинской, так и всей дагестанской литературы. История литературы бережно хранит имена поэтов, над которыми не властно время. Чем дальше уходят в прошлое их даты жизни, тем все более весомее значение их великих творений. С творчеством Батырая зарождается реалистическое направление в даргинской литературе. Поэзия Батырая стала источником вдохновения для нескольких поколений дагестанских писателей. Его поэзия выражает мечту народа о прекрасном, полна любви во все земное, проста и народна, ярка и выразительна. Она оригинальный образец художественного синтеза коллективной народной традиции и индивидуального поэтического мастерства. Цель работы – рассмотреть идейно-художественное своеобразие драмы С. Рабаданова «Батырай». В статье использованы сравнительно-исторический, аналитический методы исследования.
В статье рассматривается тема дороги и гостеприимства в произведениях известного современного кумыкского поэта Бадрутдина Магомедова. На материале сборника «Меж двух миров» дается филологический анализ произведений, где определяется отношение автора-пилигрима к людям, у которых ему довелось погостить. Внимание акцентируется на художественно-выразительных средствах языка, тропы отличаются уникальностью и самобытностью.
Авторы статьи впервые провели филологический анализ художественных произведений
«Страницы ранней биографии» и «Где же ты, моя Важенка белая» Б. Магомедова, где превалирует мотив дороги и гостеприимства. Как известно, «куначество» на Кавказе по сей день является традиционной формой взаимного общения людей. Эта традиция передается из поколения в поколение и имеет широкое распространение у народов Кавказа.
Путешествия, совершенные Бадрутдином Магомедовым, разносторонне обогащали его
творческий потенциал. Пребывание в разных странах, знакомство и общение с новыми людьми являлось для него дополнительным источником вдохновения.
Художник слова, писавший более пятидесяти лет стихи на кумыкском языке, впервые
представил читателям две повести на русском языке – «Страницы ранней биографии» и «Где же ты, моя Важенка белая». В статье отмечается, что и в прозаическом произведении проявилось мастерство талантливого поэта.
В статье выявляются и исследуются черты праведничества героинь Валентина Распутина в повестях «Прощание с Матёрой» и «Последний срок». Образы главных героинь и их характеры раскрываются через восприятие и отношение к жизни. Нелегкий жизненный путь, тяготы войны и потери не сломили героинь, а закалили – они стали стойкими и выносливыми. Героини обретают большую стойкость и выносливость на своем нелегком жизненном пути.
В.Г. Распутин раскрывает взаимоотношения человека, природы и общества, поднимает
вопрос о совести. Показана важность поддержания традиционных устоев и передачи высоких моральных качеств будущему поколению. Отдаление, отчуждение героев от матери, природы, родных мест приводит к изменению их духовного облика. Так в произведении проявляется значимая тема матери – природы.
Героини Валентина Распутина олицетворяют милосердие, совестливость и преданность
родной земле, передают представления автора о русском народном характере.