Архив статей журнала

Оценка физических факторов образовательной среды в школах Челябинской области и их влияние на адаптацию учащихся (2024)
Выпуск: Том 4, № 3 (2024)
Авторы: Зорина Ирина Геннадьевна, Соколов Владимир Дмитриевич, Макарова Вероника Владимировна

  Введение. Здоровье детей и подростков является критерием взаимоотношений их организма с окружающей средой и формируется под влиянием сложного комплекса социальных, биологических и экологических факторов. Образовательные организации являются единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного периода всю детскую и подростковую популяцию страны. Физические факторы внутришкольной среды влияют на физиологические процессы организма школьников и обеспечивают адаптацию к физическим нагрузкам.
   Цель исследования: изучить и оценить физические факторы образовательной среды в школах Челябинской области в динамике пяти лет и адаптационный потенциал учащихся.
   Материалы и методы. В работе использованы статистический, математический и инструментальный методы исследования. Изучены условия проведения занятий физической культурой в 10 школах городов Челябинской области с 2018 по 2022 гг. и проведена оценка физической работоспособности у 102 учащихся 8–9 классов. Установлено, что наибольший удельный вес составили объекты, отнесенные к среднему риску и к умеренному риску в 2020 г. – 82,8 %.
   Результаты. Удельный вес образовательных организаций, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по уровню искусственной освещенности и электромагнитных изучений оставался высоким и составил 14,2 % и 8,9 % соответственно, превышение температуры воздуха выявлено в 20 % исследуемых школ. В 60 % исследуемых школ открытые спортивные площадки не ремонтировались с момента ввода в эксплуатацию.
   Заключение. У 26,7 % респондентов отмечена удовлетворительная адаптация к физическим нагрузкам, у 73,3 % (в 2,8 раза больше) респондентов отмечено напряжение механизмов адаптации. Число учащихся с избыточной массой тела и выявленным напряжением механизмов адаптации составило 66,7 %, а при недостатке массы тела этот показатель в 2,1 раза меньше и составил 28,5 %. У трети (33,3 %) респондентов с избыточной массой тела выявлена удовлетворительная адаптация, в то время как у учащихся с недостаточной массой тела этот показатель в 2,2 раза выше (71,5 %).




Сохранить в закладках