ИЗВЕСТИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Архив статей журнала
Настоящая статья посвящена пилотному описанию системы предмерминов, формирующих в настоящее время сферу специальных номинаций российского образования. Актуальность темы исследования видится в нерешенности до настоящего времени проблем, связанных с выявлением пласта предтерминов современной терминосистемы российского образования и его системным описанием. Предтерминами именуются полилексемные единицы, недостаточно освоенные в семантическом и формальном отношении. В статье представлена типология современных предтерминов исследуемой подсистемы и описаны наиболее значимые единицы, чаще всего представляющие собой синонимические конструкции и обороты определительного или обстоятельственного значения. Анализ системно-структурных особенностей позволил определить перспективы развития предтерминов в направлении их превращения в собственно терминологические знаки. Отмечено, что при отсутствии удачной номинации явления или понятия, предтермин может становиться квази-термином. Сделан вывод о динамичности исследуемой терминологии и ее стремлении к выбору точного и однозначного понятия для обозначения недавно появившихся явлений.
В статье изучается вклад Воронежской епархии в повышение грамотности и образовательного уровня населения губернии в подзнеимперский период. Показана взаимосвязь процессов, происходивших в политической и экономической сферах, и значимых социально-культурных изменений. Низкий уровень грамотности населения рассматривался в это время в качестве сдерживающего фактора развития. Государственные, общественные структуры, частные лица прикладывали усилия в деле просвещения народа. Воронежская епархия, как и другие религиозные организации, стремилась адаптироваться к новым условиям и оказывать влияние на образовательный процесс.