ISSN 2073-1426
Языки: ru · en

ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА

Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (2024)
Выпуск: том 30 № 1 (2024)
Авторы: Кагермазова Лаура Цраевна, Масаева Зарема Вахаевна

Статья посвящена исследованию ценностно-смысловой сферы личности студентов, склонных к употреблению психоактивных веществ. Отмечается важность своевременной организации коррекционной работы по преодолению аддиктивного поведения. В статье рассматриваются факторы, определяющие возникновение зависимого поведения, классификации мотивов формирования зависимых форм поведения личности в студенческом возрасте. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению возникновения аддиктивных форм поведения личности. В эмпирической части исследования описаны структура, методы и результаты исследования отношения личности студента к психоактивным веществам. Установлена взаимосвязь между ценностно-смысловыми характеристиками и отношением к психоактивным веществам.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНОЙ ЗАКРЫТОСТИ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ (2024)
Выпуск: том 30 № 1 (2024)
Авторы: Ясин Мирослав Иванович, Гусева Евгения Сергеевна

Стремление к когнитивной закрытости - естественный психический процесс, направленный на получение максимально однозначной информации и отсечению неверных, двойственных, дискуссионных, неопределенных данных. В исследовании ставится вопрос, может ли стремление к максимально определенной информации быть связано с локусом контроля как субъективном представлении человека о причинах происходящих с ним ситуаций. Для проверки предположения использованы: тест-опросник «Диагностика парциальных позиций интернальности - экстернальности личности», разработанный Е.Ф. Бажиным и коллегами на основе шкалы «Исследование субъективного контроля» Дж. Роттера и полная версия теста-опросника «Стремление к когнитивной закрытости» А.Круглянски в русскоязычной адаптации (русскоязычная адаптация М.И. Ясина, О.Е. Хухлаева). Выборку составили 80 испытуемых в возрасте от 19 до 26 лет, студентов вуза. Установлено, что шкала «Решительность» опросника когнитивной закрытости позитивно связана с «Интернальностью» со значениями r = 0,266 при p < 0,018 и при средней степени достоверности (1-β) = 0,514. Однако решительность считают отдельным конструктом, не вносящим вклад в когнитивную закрытость как таковую. Остальные четыре шкалы теста когнитивной закрытости («Стремление к порядку», «Стремление к предсказуемости», «Избегание двойственности» и «Стремление к закрытости мышления» не показали значимых связей с локусом контроля (интернальности), то есть когнитивная закрытость не связана с локусом контроля.


Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У СТУДЕНТОК ВО ВНЕУЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: том 30 № 1 (2024)
Авторы: Ткачева Юлия Геннадиевна

Актуальность статьи обусловлена существующими демографическими проблемами, тесно связанными с трансформацией традиционных стереотипов репродуктивного поведения среди современной молодежи, сменой моделей традиционных семейных отношений и девальвацией в обществе ценности материнства. Это актуализирует проблему формирования готовности к материнству у девушек и молодых женщин, используя образовательно-воспитательный потенциал высшей образовательной организации. Автором рассматривается готовность к материнству как психолого-педагогический феномен, имеющий сложную природу и требующий от женщины соответствующего комплекса специальных умений и навыков в сфере материнства и детства, твердой гражданской и социальной позиции, сформировавшейся системы ценностей, установок и личных качеств, что требует системного и педагогически обоснованного воздействия. В этой связи сделан акцент на необходимости разработки и внедрения во внеучебный процесс дополнительной образовательной программы, нацеленной на формирование у студенток системы представлений о сущности материнства и материнских функций, получение первичных навыков воспитания, развития и ухода за ребенком, решения, возникающих при этом социально-экономических и правовых проблем. Использование различных видов и форм организации внеучебной деятельности студенток, методов активного и интерактивного обучения, специально разработанного комплекса заданий, а также привлечение к реализации программы специалистов профильных организаций и педагогов организации высшего образования позволило сформировать каждый из компонентов готовности студенток к материнству и феномен в целом.

Сохранить в закладках
ЛЕГЕНДА ИСТПЕДА В.Г. ЯКОВЛЕВ (2024)
Выпуск: том 30 № 2 (2024)
Авторы: Прислонов Николай Николаевич

Биографическая статья, посвященная заведующему кафедрой теории и методики пионерской и комсомольской работы историко-педагогического факультета Костромского пединститута В. Г. Яковлева.

Сохранить в закладках
УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ГРУППАХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КАПИТАЛА (2024)
Выпуск: том 30 № 2 (2024)
Авторы: Блинова (Корнилова) Елена Евгеньевна, Левченко Татьяна Васильевна

Статья посвящена актуальной проблеме социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов, поиску ресурсов, улучшающих качество адаптации в регионе переселения. Среди личностных ресурсов выделен феномен психологического капитала, включающий в себя самоэффективность, надежду, оптимизм, устойчивость. Эмпирическое исследование проведено в Херсонской области с участием студентов эвакуированного университета. Использованы опросник «ПсиКап» (В.Г. Маралов, М.А. Кудака, О.В. Смирнов) и «Методика диагностики социально- психологической адаптации» (C. Rogers, R. Dymond; в адаптации А.К. Осницкого). Для статистической обработки применен корреляционный анализ, критерий углового преобразования Фишера. Обнаружены статистически значимые различия между группами студентов-переселенцев с разным уровнем психологического капитала по показателям социально-психологической адаптации «Интернальность», «Стремление к доминированию», что показывает влияние на адаптацию активных действий, стремления управлять своей жизнью, контролировать события, принимать на себя ответственность за результат. На основе эмпирического исследования студенческой выборки переселенцев показаны взаимозависимости составляющих психологического капитала и показателей социально-психологической адаптации. Установлено, что наиболее важными детерминантами успешности адаптации являются самоэффективность и жизнестойкость.

Сохранить в закладках
ОДЕЖДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ (2024)
Выпуск: том 30 № 2 (2024)
Авторы: Самохвалова Анна Геннадьевна, Шипова Наталья Сергеевна, Чагина Любовь Леонидовна, Рогова Ксения Ивановна

В статье рассматривается проблема внешнего облика личности, в его структуре выделяется одежда как социокультурный феномен. Представлена концептуальная модель одежды как компонента внешнего облика, подчеркивается значимость субъективного образа и оценки внешнего облика другими людьми для формирования ценностного отношения к стилю одежды. На основе анализа данных, полученных в процессе опроса людей разных возрастных категорий, выявлено отношение к одежде на когнитивно-эмоциональном уровне, а также на поведенческом; определены факторы, детерминирующие стиль одежды личности (индивидуальные, микро-, мезо- и макро-факторы); выявлен функциональный потенциал одежды и ее значимость в разных сферах жизнедеятельности. Делается вывод о ресурсных возможностях одежды, повышающих качество жизни и психологическое благополучие личности.

Сохранить в закладках