Архив статей журнала
Статья посвящена анализу формирования стратегического планирования как новой формы государственного управления и влияния на социально-экономическую динамику. Раскрываются особенности современного индикативного планирования в РФ, его отличия от государственного планирования в условиях общественной и частной собственности на средства производства. Определены функции органов государственного управления в процессе стратегического планирования, показан особый управленческий статус национальных проектов. Представлены алгоритмы целеполагания и выделение приоритетов для долгосрочного планирования на основе нормативного и ресурсного подходов. В статье поставлены проблемы рисков прогнозирования и реализации долгосрочных индикаторов в условиях социально-экономической неопределенности и проблематичности определения ряда показателей результативности и механизмов их достижения. Структурированы социальные цели, индикаторы их достижения и национальные проекты стратегии до 2036 г.
В статье рассматриваются основные научные и учебные направления деятельности кафедры социологии государственного управления социологического факультета МГУ в течение последних лет. Обозначена преемственность и вектор в развитии кафедры, направленный на сочетание социологической теории, практической социологии и управления. Социальные практики в России и других странах выдвинули целый ряд новых феноменов и проблем общественной динамики, которые требовали нового подхода к анализу роли государства, осмысления и трансляции в учебный процесс нового государственного сознания. Модернизация государственного управления, его соответствие интересам общества, формирование среднесрочных и долгосрочных целей социальной динамики стали логичными направлениями работы кафедры. Рассматриваемые проблемы актуализированы современной мировой и российской практикой, дискуссиями и спорами о долгосрочных тенденциях социального развития России.
Кафедра осуществляет подготовку студентов в области социологии государственного управления, социальной политики, макрорегулирования социальной динамики. Учебно-научная деятельность основана на актуальных проблемах анализа принципов и механизмов функционирования социального государства, стратегического планирования социальных процессов, институтов устойчивого развития, формирование государственных цифровых платформ Междисциплинарный характер исследования ряда проблем государственного управления сочетается с приоритетностью социологического анализа форм и методов государственного управления и его влияния на качество жизни населения.
Целью статьи является анализ системы институтов устойчивого развития и реализации их принципов. Показана взаимосвязь экологии, экономики и социальной динамики как единого комплекса институтов для решения задач устойчивого развития. Универсальность целей современных преобразований в области защиты окружающей среды и социально-экономического развития, широкой гаммы повышения благосостояния населения не снимает наличия конкретных стратегических целей для стран постиндустриальной и доиндустриальной стадии развития. Современная трактовка целей устойчивого развития отрицает стагнацию экономического развития и сокращение потребления для реализации экологической устойчивости. Артикуляция конкретных задач на межгосударственном уровне является вектором стратегического планирования на национальном уровне, целеполагания и проектирования деятельности публичных компаний. Дан анализ формирования институциональной инфраструктуры взаимодействия публичных компаний и стейхолдеров в области нефинансовой отчетности по тематике ESG и финансирования “зеленых” инвестиций. Нефинансовая отчетность трансформируется из задач PR-менеджмента в направлении целеполагания и формирования новой структуры финансовой деятельности, включающей социальное развитие компаний.