ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Архив статей журнала
Целью статьи является систематизация ряда научных трудов, посвященных концептуализации понятия “прекариат”, получившего активную теоретическую разработанность в начале XX столетия. Актуальность работ, посвященных прекариату объясняется выступлениями представителей данной социальной группы в Европейских странах в начале XXI столетия. Одной из задач статьи является решение “черного ящика” Г. Стэндинга, обозначившего взаимосвязь новообразованной социальной группы с социальными процессами, обозначенные в работах П. Бурдье, Ю. Хабермаса и ряда других социологов. Также отдельную роль автор отводит анализу прекариата учеными в странах Западной и Восточной Европы. Социологи Западной Европы актуализировали внимание на обозначении новообразованной социальной группы в социально-классовой структуре современного общества. В конце статьи приводится определение двух понятий, “прекариат” и “прекариатизация”, которые могут способствовать категоризации социальной группы в социологической теории.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Китай вступил в новую стадию своего развития - в городах сконцентрировалась основная часть населения. Еще недавно миграция в города и активная урбанизация были системообразующими процессами в китайском обществе. В постиндустриальную эпоху ситуация существенно меняется и требует социологического осмысления. Ускоренная индустриализация страны в последние десятилетия обусловила приток миллионов людей в города. Сформировался стереотип, согласно которому обрести успех в жизни можно только в городе. Во многом миграция развивалась стихийно, люди ехали в города, сообразуясь с модой, а не с рациональными расчетами. В результате культуре городских поселений был нанесен заметный ущерб. Появились районы, заселенные людьми, не сумевшими устроиться в городе и ограниченными в своей возможности вернуться в деревню. Руководством страны была сформулирована новая политика, направленная на интеграцию городских и сельских территорий. В ее основе лежат три социальных приоритета: 1) замедлить миграцию из деревень и сел в города; 2) рационализировать миграционные потоки с учетом потребности в развитии промышленных предприятий и городов, где они находятся; 3) создать возможности для миграции из городов в сельскую местность. Важнейшим направлением реализации такой политики стало создание городов-регионов, объединяющих несколько городов (в ряде случаев включая один мегаполис) и прилежащую к ним сельскую местность. В таком случае инфраструктура городов постепенно распространяется на сельские окраины и затем охватывает весь город-регион, а создаваемые на сельских территориях промышленные предприятия и организации сферы услуг замедляют традиционную миграцию в города и вызывают обратные миграционные потоки.
В статье анализируется опыт исследования феномена социального самочувствия на примере самозанятого населения. Социальное самочувствие является многомерным феноменом. Данный феномен включает в себя несколько значимых характеристик. Социальное самочувствие является одним из основных показателей оценки состояния общества, различных социальных групп и отдельных людей. В частности, ценностно-эмоциональное отношение индивида к своему социальному положению, возможности удовлетворения своих потребностей, интересов, а также совокупность оценок, которые люди дают себе, своим повседневным взаимодействиям друг с другом, с социальными институтами, сообществами и обществом в целом. В условиях цифровизации и трансформации рынка труда процесс легализации самозанятых в виде налога на профессиональный доход создает большие возможности развития данного института. Представляется актуальным и мониторинг исследования социального самочувствия самозанятых в ходе этого эксперимента, что, безусловно, повлияет на его эффективность и результативность. Дизайн данного исследования представляет собой анализ социального самочувствия самозанятых в Российской Федерации. Целью данного исследования было выявление взаимосвязи между различными характеристиками социального самочувствия самозанятых в России: субъективными оценками своего социального положения, уровнем удовлетворения своих потребностей и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам. Основным методом эмпирического исследования послужил анкетный опрос в онлайн формате (N=504). В нем участвовали самозанятые граждане РФ, уплачивающие НПД. В ходе исследования выявлены следующие основные взаимосвязи между субъективными оценками социального самочувствия самозанятых и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам. Уровень материального благосостояния у большинства - средний, при этом доступ к формам досуга и свободного времени варьируется от просмотра ТВ, чтения книг и журналов до занятий спортом, рукоделия, посещения кино, театра. Жизненные стратегии у самозанятых связаны с дальнейшим наращиванием потенциала самозанятости, увеличением дохода, свободного графика, планированием своей дальнейшей деятельности. Эмоциональное состояние самозанятых - положительное. Доступ к основным ресурсам развития - высокий. Самоидентификацию связывают со свободным доступом к различным источникам развития: образовательным платформам, наличию средств для приобщения к ценностям науки и искусства, а также с причастностью к традиционным ценностям российской культуры: любовью к стране (большинство не собирается уезжать из страны), государству, семье, обществу (друзьям, коллегам). Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что исследование социального самочувствия является важным критерием и показателем адаптации самозанятого населения к новым условиям, сложившимся за последние годы на российском рынке труда и связанным, прежде всего, с процессами цифровизации российской экономики. Исследование феномена социального самочувствия самозанятых в условиях цифровизации и изменений на рынке труда позволяет также выявить отдельные проблемы и тенденции развития процесса институционализации самозанятости в российском обществе.
Целью статьи является анализ системы институтов устойчивого развития и реализации их принципов. Показана взаимосвязь экологии, экономики и социальной динамики как единого комплекса институтов для решения задач устойчивого развития. Универсальность целей современных преобразований в области защиты окружающей среды и социально-экономического развития, широкой гаммы повышения благосостояния населения не снимает наличия конкретных стратегических целей для стран постиндустриальной и доиндустриальной стадии развития. Современная трактовка целей устойчивого развития отрицает стагнацию экономического развития и сокращение потребления для реализации экологической устойчивости. Артикуляция конкретных задач на межгосударственном уровне является вектором стратегического планирования на национальном уровне, целеполагания и проектирования деятельности публичных компаний. Дан анализ формирования институциональной инфраструктуры взаимодействия публичных компаний и стейхолдеров в области нефинансовой отчетности по тематике ESG и финансирования “зеленых” инвестиций. Нефинансовая отчетность трансформируется из задач PR-менеджмента в направлении целеполагания и формирования новой структуры финансовой деятельности, включающей социальное развитие компаний.
Статья посвящена детальному социологическому анализу феноменов пропаганды и контрпропаганды, которые являются главными инструментами управления информацией, контроля над общественным мнением, поведением, системой взглядов и представлений людей. Современная пропаганда - сложный и многогранный социально-политический феномен, представляющий несомненный интерес для многих гуманитарных и социальных наук, в первую очередь психологии и политологии, но особенно актуален он для социологии. Автор анализирует и сравнивает подходы двух выдающихся теоретиков, пионеров пропаганды - Г. Лассуэлла и Э. Бернейса. Так, приоритет введения термина “пропаганда” в широкий научный оборот принадлежит американскому политологу Гарольду Лассуэллу, разработавшему эффективную модель “организации пропаганды” в период Первой мировой войны. Этот ученый утверждал, что пропаганда - это “война идей по поводу идей”; она относится исключительно к “контролю над мнениями с помощью значимых символов, или, если выразиться конкретнее, хотя и менее точно, с помощью историй, слухов, сводок, изображений и других форм социальной коммуникации”. По мнению другого выдающегося теоретика Эдварда Бернейса, пропаганда в широком смысле этого слова - “механизм широкомасштабного распространения идей как совокупность организованных усилий по внедрению того иного убеждения или теории”. В статье выделяется два основных подхода к трактовке термина “пропаганда”, различных по объему, а также по смысловому и ценностному наполнению. Первый из них - широкий и ценностно нейтральный, а второй - узкий и достаточно идеологизированный. В данном подходе превалирует акцент на классовом характере пропаганды, целевом внедрении посредством ее инструментов установок и ценностей конкретного (обычно - правящего) класса или его идеологии в массовое сознание. Автор подчеркивает, что феномен пропаганды подразумевает под собой целенаправленный коммуникативный процесс передачи конкретной аудитории с помощью специальных средств и методов определенной (часто сконструированной) информации, способной оказать воздействие на ее мнение, установки, в конечном счете - на мировоззрение и последующее поведение. Выявление сущностных характеристик пропаганды, а также контрпропаганды позволяет создать более четкое представление о данном феномене. На первых этапах научного анализа пропаганды ее часто трактовали как однородную деятельность, сочетающую различные элементы общественно-политической и культурной жизни. В настоящее время такая трактовка представляется упрощенной, если учесть постоянно растущее разнообразие материалов, распространяемых с помощью пропаганды. Таким образом, на практике происходит все более четкая дифференциация типов пропаганды по различным основаниям, которые автор детально анализирует. Особое внимание уделяется категории “социологическая пропаганда”, которой не всегда осознанно и правомерно оперируют некоторые исследователи - уместнее вести речь о социальной пропаганде или же культурной пропаганде, характер которой существенно отличается от пропаганды политической, но которую нельзя считать новым пропагандистским феноменом. В статье обозначено предметное поле социологического анализа феномена пропаганды как в рамках общей социологии, так и специальной социологической теории - социологии пропаганды, обозначены перспективные его направления в электронно-цифровую эпоху.
Статья посвящена концепции социологии власти профессора Императорского Новороссийского университета Петра Евгеньевича Казанского (1866-1947), изложенной в капитальном исследовании “Власть Всероссийского Императора. Очерки действующего русского права” (Одесса, 1913). Исследование это было посвящено верховной власти, которая при любом политическом принципе существует всегда одна в государстве. Речь в исследовании идет о верховной государственной власти, о ее проявлениях в различных областях государственного управления в период думской монархии. Книга посвящена традиции русской государственной власти, выяснении ее исторического места в обществе и государстве и ее властной деятельности. Профессор П.Е. Казанский утверждает, что император обладал не только исполнительной, законодательной или судебной властью, но обладал верховной властью, которая руководила деятельностью всех подчиненных управлений.
Современные Соединенные Штаты Америки переживают сегодня один из наиболее острых социально-политических кризисов в своей истории. США находятся в состоянии глубокого общественного, политического и экономического разлома, который сказывается на политической и экономической эффективности, ведет к значительным социальным дисфункциям и делегитимации политической системы. Автор статьи утверждает, что данный кризис отличается от остальных кризисов, с которыми США сталкивались в своей истории, так как наблюдается наслоение нескольких кризисных тенденций, которые накапливались с течением времени и в итоге слились в едином потоке. По отношению к нынешнему состоянию Соединенных Штатов автор предлагает использовать понятие поликризиса - относительно редкого явления в социально-политическом развитии любой страны, подразумевающего одновременное нарушение стабильности, разлом сразу в нескольких ключевых для государства и общества сферах. В американском случае поликризис состоит из четырех основных элементов, которые затрагивают политическую и социально-экономическую сферы общества: идеологическая поляризация американского общества, множественные расколы внутри Демократической и Республиканской политических партий, сокращение доходов среднего класса, постоянный рост социально-экономического неравенства. Автор приходит к выводу, что нынешний поликризис неизбежно приведет к трансформации и политической системы, и общества. Вопрос лишь, с каким знаком будет данная трансформация. При благоприятном раскладе возобладают новые эгалитарные силы, которые смогут сгладить острые углы возросшего неравенства, а также вернуть центристскую направленность американской политики. При негативном сценарии США будут скатываться во все больший хаос, который чреват социальными взрывами и подрывом американской демократии.
Настоящая статья посвящена осмыслению сущности “Большой Игры” (The Great Game), т.е. политики сдерживания развития России англосаксонскими элитами и державами (насчитывающей уже более двух столетий), представителями англосаксонской геополитической мысли. Воспринимая Россию как основное препятствие для достижения своей глобальной геополитической гегемонии, англосаксонские элиты и державы активно вели против России масштабные дипломатические, экономические, информационные войны и баталии, военные действия, проводили операции по организации государственных переворотов и “революций”, стремясь уничтожить Россию как действиями извне, так и подрывая ее изнутри. Естественно, что для оправдания такого рода политики требовалось определенное ее идейное обоснование и информационное сопровождение, которые и осуществляли, в частности, английские и американские геополитики. Автор подчеркивает, что идеологическое обоснование “Большой Игры” англосаксонскими геополитиками началось еще в классический период развития геополитики, характерной чертой которого являлось безграничное господство идей географического детерминизма, трактующего весь ход развития человеческой цивилизации как фундаментальный геополитический дуализм, - противостояние двух разных могущественных типов человеческих цивилизаций и государств, - держав Моря (морских, колониальных держав) и Суши (континентальных, сухопутных держав). Автор рассматривает геополитические концепции основоположников американкой и английской национальных школ геополитики - А.Т. Мэхэна, Дж.Х. Маккиндера, Н. Спайкмена, сформулировавших основные идеи атлантизма - геополитической теории и практики коллективного Запада, стран-участниц НАТО, отводящих ведущую роль в мировой истории морским государствам и цивилизациям. В рамках современного периода развития англосаксонской политической мысли (для которого характерно развитие геоэкономических концепций и цивилизационного подхода) автор статьи анализирует воззрения американских геополитиков-глобалистов - Дж. Кеннана, Г. Киссинджера, Ф. Фукуямы, Зб. Бжезинского, С. Хантингтона, а также одного из основоположников цивилизационного подхода - английского историка А. Тойнби, а также концепцию “смерти Запада” П. Бьюкенена.
Настоящая статья посвящена изучению социальных феноменов физической культуры и спорта, которые являются актуальными, значимыми и перспективными для современных социологических исследований. Автор статьи на базе осмысления содержания понятий “физическая культура” и “спорт”, а также соотношению их между собой в российском законодательстве, обращает внимание на важность исследований представлений о социальных феноменах физической культуры и спорта, сложившихся у различных групп населения, в частности, у молодежи. Для выявления этих представлений у молодежи, и прежде всего, у самой ее активной части, студенчества, с 4 по 8 сентября 2023 г. им было проведено авторское пилотное эмпирическое исследование “Социальные феномены физической культуры и спорта” среди студентов 1-3 курсов бакалавриата социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по двум направлениям подготовки - “Социология” и “Публичная политика и социальные науки”. В рамках данного исследования студентам было предложено ответить на блоки вопросов, направленных на выявление мотивации и вовлеченности студенческой молодежи в занятия физической культурой и спортом. Проведенный автором анализ результатов исследования показал, что между занятием физической культурой и спортом студенты социологического факультета МГУ не усматривают особой разницы, фактически отождествляя их, а более половины студентов фактически приравнивают занятия физкультурой к учебной дисциплине “физическая культура”, преподаваемой им в вузе. В то же время, процесс общения в виртуальном пространстве (в сетях, чатах, блогах и т.д.), общение с друзьями, а также прогулки на свежем воздухе, для студентов социологического факультета МГУ являются более приоритетными, чем непосредственно занятия физической культурой и спортом, что, безусловно, немало вредит их здоровью.
Центральными понятиями рассматриваемой нами предметной области выступают две категории - “здоровый образ жизни” и “трезвый образ жизни”. Проведена дефиниция ключевых терминов в рассматриваемой предметной области. Проанализирован компонентный состав концепции “здоровый образ жизни”. Сделан вывод о том, что здоровый образ жизни представляет собой понятие гораздо более широкое, и термин “трезвый образ жизни” входит в его семантический спектр. Обнаружена причинно-следственная связь между понятиями на теоретическом уровне: трезвый образ жизни является первым шагом к здоровому образу жизни. Обнаружено при этом противоречие в соотношении понятий “здоровый образ жизни” и “трезвый образ жизни” в обиходном массовом сознании: полный отказ от алкоголя воспринимается общественностью как аномальный паттерн, не вписывающийся в представления об условном социальном стандарте. Абсолютная трезвость до сих пор в массе рассматривается как девиация, а поддержание здорового образа жизни не исключает нарушений трезвого режима жизнедеятельности. Сделано предположение о том, что категории “трезвый образ жизни” и “здоровый образ жизни” лежат в разных плоскостях мировоззрения человека - в ментально-волевой и функциональной (деятельностной) соответственно. В завершение статьи приводятся возможные подходы к изучению взаимоотношений понятий здоровый и трезвый образ жизни.
В статье представлен обзор основных направлений социологического дискурса о медиатизации здоровья под влиянием новых медиа. Отмечая, что вопросы воздействия традиционных средств массовой коммуникации на установки и поведение в отношении здоровья достаточно разработаны в отечественном исследовательском поле, автор акцентирует внимание на значимости обращения к проблемам социального конструирования здоровья молодежи в эпоху цифровых медиа. Это вызвано активной “хабитулизацией” цифровых технологий, вследствие чего они выступают для молодежи как основные источники и генераторы социального знания о здоровье, рисках ему и практиках здоровьесбережения. По результатам обзора релевантных публикаций выделены особенности социологического дискурса и обозначены исследовательские перспективы в разработке данной темы. Также в работе обоснована необходимость поиска адекватных подходов для анализа происходящих изменений и их изучения. По мнению автора, перспективной теоретико-методологической рамкой является концепция медиатизации немецких социологов Ф. Кротца и А. Хеппа. На ее основе в работе представлены определение медиатизации сферы здоровья и ключевые аспекты ее изучения.
В условиях старения населения в особом осмыслении нуждается проблема здоровья населения старших возрастов. В статье предпринята попытка анализа некоторых показателей здоровья людей “серебряного возраста”, их восприятия и принятия своего собственного возраста, а также восприятия их окружающими. Анализируется включенность пожилых в экономическую, социальную, культурную жизнь общества. Пытаясь определить возрастные границы старости, автор приходит к выводу о невозможности выделения единой “правильной” классификации, ввиду разнородности возвратной группы “пожилые”, несовпадения их взглядов на жизнь, разницы в состоянии здоровья и восприятии болезней. Делается вывод, что анализ факторов этой неоднородности поможет понять основные проблемы в увеличении продолжительности жизни и даст возможность качественно разработать более эффективные программы по продлению здорового образа жизни и активной старости. В статье рассматриваются такие показатели здоровья, как ожидаемая продолжительность жизни, ожидаемая продолжительность здоровой жизни, самооценка здоровья, социально-медицинская грамотность пожилого населения. Автор не обходит стороной пандемию COVID-19, которая не могла не оказать влияние на состояние физического и ментального здоровья людей старших возрастов, так как именно они составляли основную группу риска в период пандемии. Статья опирается на результаты наиболее значимых современных российских и зарубежных работ в области социологии старения, социологии здоровья. Методологической основой работы является вторичный анализ данных исследований Фонда “Общественное мнение” (ФОМ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др.
- 1
- 2