ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА
Архив статей журнала
В условиях геополитической нестабильности, глобализации информационного пространства, культурологических и цифровых трансформаций особое внимание необходимо уделять проблемам сохранения идентичности и формирования государственно-ориентированной активной гражданской позиции студенческой молодежи, в том числе на основе использования социокоммуникативных технологий управления институциональным доверием органам власти. Предмет исследования - элементы коммуникативной политики представителей органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, направленные на студенческую молодежь. Цель работы - разработка комплекса современных технологий повышения уровня институционального доверия студентов органам власти. Методология исследования базируется на теоретико-методических положениях социологии, социальной психологии, политологии для определения феноменов институционального и социального доверия, а также концепции единого информационного пространства. В результате эмпирического исследования был определен уровень доверия обучающихся высших и средних профессиональных образовательных организаций региональным и федеральным органам власти, отдельным социально-экономическим и политическим институтам; выявлены причины низкой степени информированности и вовлеченности студенческой молодежи в общественные процессы регионального развития, участия в деятельности специализированных всероссийских и региональных молодежных организаций. В качестве рекомендаций предложены технологии повышения эффективности взаимодействия органов власти со студентами, в том числе в сетевом информационном пространстве.
Актуальность исследования постдипломных стратегий обучающихся вузов в Российской Федерации определяется дефицитом квалифицированных кадров на региональных рынках труда, который складывается в том числе под влиянием территориального перемещения молодежи. Цель статьи - установить характер связи между постдипломными стратегиями в части трудоустройства молодежи цифрового поколения и их миграционными установками. Проверка сформулированных гипотез осуществлялась на анализе данных количественного опроса (полуструктурированное анкетирование 2023 г.) студенческой молодежи в Омске в рамках федерального проекта «Взлетная полоса для молодых профессионалов. Новые регионы». Методологическую основу работы составили неоклассическая теория миграции и теория «толкающих» и «притягивающих» факторов (push-pull). Для интерпретации полученных данных молодежь была сгруппирована в две группы: информированную и неинформированную о местах трудоустройства по специальности в регионе. Результаты исследования показывают разницу в постдипломных стратегиях двух групп молодежи. Информированные студенты цифрового поколения демонстрируют более оптимистичный сценарий относительно точки входа на региональном рынке труда: среди них выше, чем во второй группе, уверенность в поиске работы по специальности в регионе; они в меньшей степени ориентируются на трудовую миграцию; также они реже рассматривают варианты трудоустройства не по специальности, получаемой в университете. Вместе с тем между группами нет сильной разницы при указании причин в вопросах трудоустройства, стимулирующих миграцию. Установлены главные для молодежи выталкивающие из региона факторы: низкая оплата труда, отсутствие перспектив карьерного роста и рабочих мест.