Архив статей журнала

ВЛИЯНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИОННОМУ СТРЕССУ У ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (2022)
Выпуск: № 2 (34), Том 9 (2022)
Авторы: Омарова Марина Карахановна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, предметом изучения в котором выступали взаимосвязи между восприимчивостью к организационному стрессу, её составляющими и перфекционизмом как личностной характеристикой. Выборку испытуемых составили 75 женщин-педагогов средних общеобразовательных учреждений г. Махачкалы. Рассматриваются социально предписанный, ориентированный на себя и ориентированный на других виды перфекционизма, исследованные при помощи Многомерной шкалы перфекционизма Хьюитта-Флетта (MPS) (адаптация И.И. Грачева), и восприимчивость к организационному стрессу, измеренная при помощи Шкалы организационного стресса Мак-Линна (ШОС) (адаптация Н. Водопьяновой). Анализ полученных данных показал, что организационный стресс и все его составляющие не связаны с перфекционизмом, ориентированным на других, то есть, восприимчивость к организационному стрессу не связана с предъявлением личностью слишком высоких требований к другим людям. Также установлено, что наиболее тесно с восприимчивостью к организационному стрессу взаимосвязаны ориентированный и на себя и социально-предписанный виды перфекционизма, при этом социально-предписанный перфекционизм оказывает наибольшее влияние на развитие организационного стресса у сотрудников образовательного учреждения. Полученные результаты могут быть использованы при создании программ тренингов для снижения восприимчивости к организационному стрессу у педагогов средних образовательных учреждений. В дальнейшем можно расширить исследование, изучив перфекционизм и восприимчивость к стрессу у педагогов высшей школы.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ЕГО УСПЕШНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2022)
Выпуск: № 1 (33), Том 9 (2022)
Авторы: Омарова Марина Карахановна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором предметом изучения выступала взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, мотивацией достижений и показателями успеваемости старшего школьника. Выборка испытуемых состояла из 66 школьников, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях г. Махачкалы. Рассматриваются внутриличностный и межличностный виды эмоционального интеллекта, измеренные при помощи опросника ЭмИн (Д.В. Люсина), и мотивация достижений, измеренная при помощи одноименной шкалы Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреевой). Анализ полученных данных показал, что развитые способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, а также высокий уровень мотивации достижений в совокупности выступают как значимый фактор успешного учения в старшем школьном возрасте. Установленные результаты позволяют расширить знания по изучаемой проблеме, а также использовать их в деятельности педагогов по улучшению показателей успешности учебной деятельности у старшеклассников.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ТЕЛА У ДЕВУШЕК, ИМЕЮЩИХ СКЛОННОСТЬ К НАРУШЕНИЮ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ (2022)
Выпуск: № 1 (33), Том 9 (2022)
Авторы: Левкова Татьяна Валериевна

Статья посвящена исследованию психологических особенностей визуального восприятия собственного физического облика (фенотипа) девушками и молодыми женщинами, имеющими склонность к нарушению пищевого поведения, с точки зрения удовлетворенности своим телосложением и индивидуальными физиологическими характеристиками. Автор констатирует распространенность в рамках указанной социальной группы сверхкритичного, и даже искаженного взгляда на свою внешность, гипертрофированного внимания к организации питания, преобладания негативных эмоций в оценках собственного внешнего вида, что, очевидно, отражается на способности человека к самореализации и к ведению нормального образа жизни в целом.

Пищевое поведение в рамках данного исследования рассматривается как мотивированное отношение к пище и ее приему, отражающееся в определенном стереотипе питания (как в обычных условиях, так и в состоянии стресса) и формирующееся под воздействием окружения индивида.

Исследование основано на эксперименте, выполненном с использованием ряда методик: опросника образа собственного тела (авторы – О. А. Скугаревский, С. В. Сивуха), теста цветоуказания неудовлетворенности собственным телом (авторы – О. Вуле и С. Ролл), шкалы оценки пищевого поведения (авторы – О. А. Ильчик, С. В. Сивуха, О. А. Скугаревский), а также анкетной формы пищевого поведения Dutch Eating Behavior Questionnaire – DEBQ (разработчик – Сельскохозяйственный университет, Нидерланды). Анализ полученных данных автором выявил корреляционные связи: во-первых, между эмоциогенным перееданием и неудовлетворенностью собственным телом; во-вторых, между эмоциогенным пищевым поведением и стремлением к похуданию (как проявлению крайней формы перфекционизма); в-третьих, между булимией и ограничительным поведением.

Сохранить в закладках
ОБРАЗ БУДУЩЕГО В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (2023)
Выпуск: № 7 (47), Том 10 (2023)
Авторы: Головань Сергей Анатольевич, Закурдаев Глеб Борисович, Ковтун Валерия Евгеньевна

В данной статье рассматривается важность формирования образа профессионального будущего в контексте общего образ будущего у курсантов в процессе вузовской подготовки. Рассматриваются подходы отечественных и зарубежных ученых к интерпретации терминов «образ будущего» и «временная перспектива». Авторами были исследованы особенности пребывания курсантов в военных учреждениях в процессе получения профессиональных знаний. Показаны различия в условиях обучения курсантов и студентов гражданских вузов, оказывающие влияние на формирование образа будущего. Раскрыты некоторые аспекты, связанные с формированием образа профессионального будущего у курсантов.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОЙ АКТИВНОСТИ В ИНТЕРНЕТ- И РЕАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВАХ (2023)
Выпуск: № 6 (46), Том 10 (2023)
Авторы: Жихарева Лилия Владимировна, Кольчик Елена Юрьевна, Гавриленко Любовь Константиновна, Сейт-Аблаев Меджит Нариманович

Статья посвящена изучению особенностей взаимосвязи личностных особенностей подростков и склонности к девиантной активности в интернет-пространстве, а также сравнению с таковыми в реальной жизни. Рассмотрены основные определения девиантного поведения зарубежных и отечественных авторов; проанализированы классификации девиантного поведения различных авторов. Особое внимание уделено феномену буллинга как проявления агрессии со стороны одного человека или группы людей, а также кибербуллинга как разновидности буллинга в интернет-пространстве. Проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 57 респондентов подросткового возраста (от 14 до 17 лет), проходящие обучение в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 имени маршала Ф. И. Толбухина. Все респонденты имели высокий уровень интернет-активности. Выявлены взаимосвязи между антисоциальной направленностью интернет-общения и характерологическими акцентуациями личности; антисоциальной направленностью в реальном пространстве и характерологическими акцентуациями личности. Также было обнаружено, что антисоциальная направленность как в реальном пространстве, так и в интернет-пространстве имеет положительную взаимосвязь с неустойчивым типом акцентуации и направленностью на задачу. По результатам исследования выделены направления для дальнейшего изучения проблемы девиантного поведения в интернет-среде.

Сохранить в закладках
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ МОНЕТАРНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ (2023)
Выпуск: № 6 (46), Том 10 (2023)
Авторы: Жихарева Лилия Владимировна, Мустафаева Эмине Талятовна, Андреев Александр Сергеевич

В статье описываются результаты, полученные в ходе проведения эмпирического исследования возрастных особенностей виртуальной монетарной активности личности. В структуре монетарной активности выделены такие компоненты как когнитивный (монетарная удовлетворенность), эмоциональный (ценностное отношение к деньгам) и поведенческий (предпочтение реальной или виртуальной монетарной активности). Выдвинутая гипотеза о том, что существуют различия в особенностях виртуальной монетарной активности на различных этапах взрослости, в частности по уровню ценности денег, силе монетарных потребностей и степени их удовлетворения нашла свое подтверждение. Выше всего показатели у молодых людей, ниже всего у пожилых, показатели людей среднего возраста ближе к показателям молодых людей. Определены пути дальнейшего развития исследования путем разработки психологического тренинга, направленного на формирование у пожилых людей адекватного отношения к виртуальной монетарной активности.

Сохранить в закладках
СЕПАРАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ РОДИТЕЛЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ И ТРУДНОСТИ (2023)
Выпуск: № 4 (44), Том 10 (2023)
Авторы: Левкова Татьяна Валериевна

В статье определена проблематика подростковой сепарации от родителей. Сепарация рассматривается, как важный этап и возрастная задача ребенка-подростка. Сам процесс сепарации связан с характеристиками привязанности, с процессом дифференциации личности, со становлением индивидуации подростка. Отмечается, что характеристики детско-родительских отношений могут существенно осложнить сепарацию подростка от родителей. В статье психологическая сепарации от родителей рассматривается через стиль сепарации: функциональная независимость от отца, конфликтологическая независимость от отца, конфликтологическая независимость от матери, эмоциональная независимость от матери, функциональная независимость от матери, аттитюдная независимость от матери, эмоциональная независимость от отца, аттитюдная независимость от отца. В экспериментальном исследовании, результаты которого приводятся в статье, были использованы: тест «Анализ семейных отношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), тест «Опросник психологической сепарации» (PSI, Hoffman). По результатам анализа полученных данных выявлена корреляционная связь между характеристиками детско-родительских отношений и стилями сепарации подростков: между функциональной независимости от отца и уровня протекции в процессе воспитания, между функциональной независимости подростка и показателя гиперпротекции, между показателем осознания потребностей ребенка-подростка и выраженностью конфликтологической независимости от отца, между функциональной независимостью от матери и осознанием потребностей ребенка, между строгостью санкций за нарушение требований ребенком и конфликтологической независимостью от отца.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ, ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (2024)
Выпуск: № 2 (50), Том 11 (2024)
Авторы: Юркина Лера Валерьевна

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи тревожности, толерантности к неопределенности и мотивации достижения успеха студентов различных направлений обучения. Целью исследования стало изучение тревожности студентов и выявление значимых характеристик личностного их портрета. На основе теоретического анализа литературных источников были выдвинуты гипотезы об обратной корреляции тревожности и мотивации достижения успеха, а также об обратной корреляции тревожности и толерантности к неопределенности. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе взаимосвязи тревожности, толерантности к неопределенности, мотивации достижения успеха студентов различных направлений подготовки с использованием нескольких психодиагностических методик и методов статистической обработки данных, позволивших выявить корреляцию исследуемых параметров. Анализ эмпирических данных показал наличие прямой корреляции между тревожностью и толерантностью к неопределенности и обратной между тревожностью и мотивацией достижения. Результатом исследования являются психолого-педагогические рекомендации по индивидуализации образовательного процесса в высшей школе.

Сохранить в закладках