Архив статей журнала

К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (2022)
Выпуск: № 4 (36), Том 9 (2022)
Авторы: Маришин Сергей Васильевич

В статье раскрыты результаты исследования адаптации учащихся десятых классов общеобразовательной школы. Проведен обзор научных публикаций, отражающих исследование многогранных аспектов адаптации учащихся школы на различных этапах обучения. В основу исследования была положена концепция общего адаптационного синдрома, разработанная Г. Селье и подход, предложенный Н. А. Всеволодовой, отражающий взаимосвязь адаптивных способностей личности с ее самооценкой. Для проведения исследования были использованы следующие методики: «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» Ч. Д. Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой; Опросник Спилбергера-Ханина; «Методика исследования общей самооценки личности» Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); дополнительно использовалась индивидуальная беседа.

В ходе эмпирического исследования были получены результаты, которые могут быть использованы педагогами-психологами при организации психологического сопровождения учащихся старших классов в период их адаптации к условиям учебного процесса. У учащихся, проходящих процесс адаптации, выявлено низкое проявление продуктивной мотивации к учебной деятельности, значительно ниже стремление к познанию нового, высокая тревожность, низкая способность руководить своим поведением в экстремальных ситуациях. При самооценке учащиеся отмечают нереалистичность достижения счастья. Проведен анализ и интерпретация результатов исследования.

Сохранить в закладках
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СЕМЕЙНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ1 (2022)
Выпуск: № 4 (36), Том 9 (2022)
Авторы: Хажуев Ислам Сайдахмедович, Саидов Асланбек Арбиевич, Идрисов Кюри Арбиевич

В работе представлены результаты экспериментального исследования проявления психических состояний – агрессивности, фрустрации, тревоги и ригидности у лиц, совершивших преступления террористической направленности в зависимости от их семейных особенностей. Исследование проводилось на примере 32 мужчин в возрасте от 19 до 45 лет, задержанных правоохранительными органами Чеченской республики в разные периоды времени за террористическую деятельность и проходящих психолого-психиатрическое обследование на базе ГБУ «Республиканский психоневрологический диспансер» Министерства здравоохранения Чеченской Республики. В качестве критериев проявления психических состояний рассматривались отдельные семейные факторы, такие как семейный статус, наличие или отсутствие детей, а также условия проживания с близкими родственниками. Результатом проведенного исследования стало обоснованное предположение о том, что отдельные психические состояния лиц склонных к совершению особо опасных для общества преступлений могут быть связаны с обстоятельствами семейного характера, в частности наличием или отсутствием в семье детей. Так, была выявлена определенная закономерность, указывающая на то, что террористы, имеющие 2 детей наиболее подвержены повышению уровня таких психических состояний, как агрессивность, фрустрация, тревожность и ригидность по сравнению с преступниками, имеющими большее или меньшее количество детей.

Сохранить в закладках
КОГНИТИВНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ЗВЕНА (2023)
Выпуск: № 7 (47), Том 10 (2023)
Авторы: Бюндюгова Татьяна Вячеславовна, Холина Оксана Александровна

В современной психологической теории и практике, взаимодействие человека и среды исследуется с позиции формирования его связей, интересов, привязанностей в ее рамках (коммуникативный и интерактивный аспекты взаимодействия со средой), с другой стороны, необходимо исследовать особенности восприятия информации, которые стимулируют «вписывание» считываемых образов во внутренний мир личности, их переработку и создание сложных мыслеформ, которые впоследствии направляют восприятие и концентрируют фокус внимания на определенных темах, информации в среде, что позже ведет к формированию и реализации паттернов поведения. Когнитивный синтез имеющегося опыта личности и воспринимаемого пространства объединяет отдельные субъективные воспринимаемые образы в некую структуру – сложную мыслеформу, которую человек наделяет качествами, смыслами, инструментальным содержанием, активно с ней мысленно взаимодействует и выражает ее во внешнем поведении.

Сохранить в закладках
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ТИКОЗНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ (2023)
Выпуск: № 4 (44), Том 10 (2023)
Авторы: Султанова Аклима Накиповна, Дегтярева Валентина Георгиевна, Луговенко Вероника Алексеевна

В данной статье выполнен анализ профилей личности детей, страдающих тикозными расстройствами в сравнении с условно здоровыми детьми. В исследовании приняли участие 150 детей младшего школьного возраста, разделенных на две группы: дети с тикозными расстройствами, из них 46 мальчиков и 30 девочек и условно здоровые дети (не имеющие неврологического диагноза), где 40 мальчиков и 34 девочки. Гендерное распределение детей соответствует литературным данным о преобладании различных форм тикозных расстройств у мальчиков по сравнению с девочками. Общей направленностью статьи стало рассмотрение интеллектуальной и эмоциональной сферы, а также познавательной направленности представителей обеих групп. Выполнен анализ, характеризующий уровень общительности, вербального интеллекта, уверенности в себе, склонности к самоутверждению, ответственности, социальной смелости, самоконтроля и нервного напряжения. Итогом статьи стало заключение о том, что детям с тикозными расстройствами (ТР) весомой поддержкой в преодолении имеющихся трудностей выступает одобрение со стороны семьи, проявленная в любви, понимании и принятии решений ребенка.

Сохранить в закладках
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, АССОЦИИРОВАННЫЕ С ПЕРЕНЕСЕННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ COVID-2019 (краткое сообщение) (2023)
Выпуск: № 1 (41), Том 10 (2023)
Авторы: Оленко Елена Сергеевна, Левина Влада Дмитриевна, Киреев Сергей Иванович, Осколкова Анна Ивановна

Настоящее сообщение содержит обзор накопленных мировых наблюдений за психическими расстройствами у людей, перенесших COVID-19 различной степени тяжести. Показано, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) приводит к полиорганным поражениям не только в активную фазу заболевания, но и в долгосрочной перспективе осложняется «постковидным синдромом». Считается доказанным тот факт, что вирус SARS-CoV-2 способен преодолевать гематоэнцефалический барьер и непосредственно поражать нейроны лобной области коры головного мозга, а также нейроны и глиальные клетки других отделов центральной нервной системы. Многие пациенты, даже после легкого течения коронавирусной инфекции, отмечают ухудшение памяти, концентрации внимания, быструю психическую утомляемость, головные боли и нарушения сна. Специалисты отмечают увеличение депрессивных и тревожных аффективных расстройств, среди лиц, перенесших COVID-19 средней или тяжелой степени. Кроме того, встречаются случаи самоповреждений, панические атаки, суицидальные мысли, страх больших скоплений людей и открытых пространств, что связывают с посттравматическим стрессовым расстройством на фоне длительного течения заболевания и страха смерти. Рассматривая ситуацию в целом, в общемировой популяции с момента вспышки COVID-19 было выявлено повышение таких пограничных психических состояний, как тревога, депрессия, а также посттравматическое стрессовое расстройство.

Сохранить в закладках
УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМИ РЕСУРСАМИ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (2024)
Выпуск: № 1 (49), Том 11 (2024)
Авторы: Фокина Елена Сергеевна

Данная работа отражает специфику процесса управления временными ресурсами в контексте организации трудовой деятельности. Автор изучает особенности процесса планирования и проектирования управления организацией трудовой деятельности с учетом ее потенциальной эффективности.

В данном случае акцент делается на процесс управления как способность руководителя, специалиста определять стратегии результативного поведения, ставить цели, задачи и конкретизировать пути их достижения. Говоря об использовании различных ресурсов, необходимо понимать, что они ориентированы на оптимальную организацию рабочего процесса, который имеет производственные цели. При этом основными участниками трудовой деятельности являются специалисты, которые наделены определенными свойствами и качествами, иногда препятствующими реализации профессиональных функций. К числу таких качеств возможно отнести тревожность, отражающую личностное отношение специалиста к рабочему процессу, выполнению своих обязанностей. Здесь необходимо отметить, что тревожность может являться следствием неэффективной организации рабочего процесса и как результат, в свою очередь, зачастую мешает выполнению непосредственных функций специалиста.

Исходя из этого, нами определена цель работы- изучить процесс управления временными ресурсами, который характеризуется как фактор снижения тревожности. В качестве объекта возможно выделить управленческий процесс в трудовой деятельности, предметом необходимо назвать проявления личностной тревожности в работе.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ, ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (2024)
Выпуск: № 2 (50), Том 11 (2024)
Авторы: Юркина Лера Валерьевна

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи тревожности, толерантности к неопределенности и мотивации достижения успеха студентов различных направлений обучения. Целью исследования стало изучение тревожности студентов и выявление значимых характеристик личностного их портрета. На основе теоретического анализа литературных источников были выдвинуты гипотезы об обратной корреляции тревожности и мотивации достижения успеха, а также об обратной корреляции тревожности и толерантности к неопределенности. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе взаимосвязи тревожности, толерантности к неопределенности, мотивации достижения успеха студентов различных направлений подготовки с использованием нескольких психодиагностических методик и методов статистической обработки данных, позволивших выявить корреляцию исследуемых параметров. Анализ эмпирических данных показал наличие прямой корреляции между тревожностью и толерантностью к неопределенности и обратной между тревожностью и мотивацией достижения. Результатом исследования являются психолого-педагогические рекомендации по индивидуализации образовательного процесса в высшей школе.

Сохранить в закладках