ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СЕМЕЙНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ1 (2022)
В работе представлены результаты экспериментального исследования проявления психических состояний – агрессивности, фрустрации, тревоги и ригидности у лиц, совершивших преступления террористической направленности в зависимости от их семейных особенностей. Исследование проводилось на примере 32 мужчин в возрасте от 19 до 45 лет, задержанных правоохранительными органами Чеченской республики в разные периоды времени за террористическую деятельность и проходящих психолого-психиатрическое обследование на базе ГБУ «Республиканский психоневрологический диспансер» Министерства здравоохранения Чеченской Республики. В качестве критериев проявления психических состояний рассматривались отдельные семейные факторы, такие как семейный статус, наличие или отсутствие детей, а также условия проживания с близкими родственниками. Результатом проведенного исследования стало обоснованное предположение о том, что отдельные психические состояния лиц склонных к совершению особо опасных для общества преступлений могут быть связаны с обстоятельствами семейного характера, в частности наличием или отсутствием в семье детей. Так, была выявлена определенная закономерность, указывающая на то, что террористы, имеющие 2 детей наиболее подвержены повышению уровня таких психических состояний, как агрессивность, фрустрация, тревожность и ригидность по сравнению с преступниками, имеющими большее или меньшее количество детей.
Идентификаторы и классификаторы
Терроризм сегодня является одной из самых опасных для общественной безопасности и стабильности явлений. Это обусловлено не только количеством реальных или потенциальных жертв преступлений террористического характера, но и негативным влиянием на социальную, политическую и психологическую обстановку в обществе.
Список литературы
- Алексеев О.Н. Причины, предпосылки, условия возникновения и распространения международного терроризма // Социально-экономические явления и процессы, № 2, 2012, С. 134-141.
- Антонян Ю.М., Ростокинский А.В., Гилинский Я.И. Экстремизм и его причины. М., 2010. 288 с.
- Белашева И. В., Ершова Д. А., Есаян М. Л. Психология терроризма: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 120 с
- Вершкова М.А. Указ. соч.; Косова А.С. Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере // Молодой ученый. 2016. No 11 (115). С. 1768–1770.
- Витюк В. В., Эфиров С. А. «Левый» терроризм на западе: история и современность. М.: Наука, 1987. 263 с
- Воронин С.Э. Использование полиграфа и метода психологического профилирования в расследованиях преступлений, связанных с религиозным экстремизмом // Российский следователь. 2016. No 3. С. 16–19.
- Давыдов Д.Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде // Социология образования. 2013. No 10. С. 4–18.
- Джабраилова М. М., Далгатов М. М. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков из неполных и смешанных семей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, Т. 12, №. 4, 2018, С. 21-25.
- Ермаков Ю.А., Арчаков М.К. Социальная ненависть: штрихи к портрету современного экстремиста // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. Т. 135, № 1. С. 206–216.
- Идрисов К.А, Хажуев И. С., Саидов А. А.. Сравнительный анализ эмоционального состояния лиц, вовлеченных в террористическую деятельность // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №5 (85). С. 91-105
- Логунов А. Б. Региональная и национальная безопасность: учеб. пособие. М., 2009. С. 432.
- Лукъянченко Н. В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростков) // Воспитание школьников. 2011. № 5. С. 50-58.
- Марьин М. И., Касперович Ю. Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности. М.: Академия, 2007.
- Мирский Г. И. Исламский фундаментализм и международный терроризм // Центральная Азия и Кавказ. 2005. №6(18).
- Наумец А. Б. Влияние религиозного фактора на возникновение политического экстремизма и терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000. С. 135.
- Оганесян С.С., Лобачева Л.П. О психологических особенностях экстремистов и террористов: общее и специфическое// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. No 6. С. 19–23. https://doi.org/10.18572/2072-4438-2018-6-19-23.
- Окшин М.С. Факторы агрессивности осужденных в различных условиях содержания колонии особого режима // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2016. No 1 (19). С. 18–31.
- Ольшанский Д. В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002.
- Попова К.А. Влияние семейного климата на формирование агрессии // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 1
- Почебут Л.Г. Психология терроризма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения, №. 3, 2005, С. 68-79.
- Тхостов А. Ш., Сурнов К. Г. Мотивация террориста // Национальный психологический журнал. 2007. № 1.
- Шапиро Д. Автономия и ригидная личность. М., 2009. 160 с.
- Шарапов А.В. Психолого-педагогические признаки и типология экстремистской направленности личности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. No 6 (81). С. 196–204. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2017-6-81-28., с. 197
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрыты результаты исследования адаптации учащихся десятых классов общеобразовательной школы. Проведен обзор научных публикаций, отражающих исследование многогранных аспектов адаптации учащихся школы на различных этапах обучения. В основу исследования была положена концепция общего адаптационного синдрома, разработанная Г. Селье и подход, предложенный Н. А. Всеволодовой, отражающий взаимосвязь адаптивных способностей личности с ее самооценкой. Для проведения исследования были использованы следующие методики: «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» Ч. Д. Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой; Опросник Спилбергера-Ханина; «Методика исследования общей самооценки личности» Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); дополнительно использовалась индивидуальная беседа.
В ходе эмпирического исследования были получены результаты, которые могут быть использованы педагогами-психологами при организации психологического сопровождения учащихся старших классов в период их адаптации к условиям учебного процесса. У учащихся, проходящих процесс адаптации, выявлено низкое проявление продуктивной мотивации к учебной деятельности, значительно ниже стремление к познанию нового, высокая тревожность, низкая способность руководить своим поведением в экстремальных ситуациях. При самооценке учащиеся отмечают нереалистичность достижения счастья. Проведен анализ и интерпретация результатов исследования.
В статье рассматривается проблема ценностей и ценностных ориентаций личности на современном этапе развития человеческого общества. Молодое поколение как наиболее активно реагирующее на происходящие процессы и как наиболее подверженное влиянию социальных изменений выступило в качестве объекта исследования. Ценности молодежи, в том числе студенчества как уникальной социальной группы, на этапе обучения в университете продолжают меняться под действием поликультурной образовательно-воспитательной среды. В исследовании подчеркивается значимость формирования поликультурной среды в современном университете.
Исследование ценностей личности на основе методики Ш. Шварца в адаптированной для русскоязычной аудитории В. Н. Карандашевым версии, было проведено на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. В опросе приняли участие иностранные (граждане Туркменистана) и российские граждане. Анализ результатов исследования строился на сравнительном анализе ценностных ориентаций представителей молодежи, принадлежащих к различным этносам по двум основаниям: «ценности на уровне нормативных идеалов» и «ценности на уровне индивидуальных приоритетов». Сравнение и обобщение итогов опроса проводилось также на основе дифференциации молодежи по гендерному признаку, в корреляциях «юноши – девушки» внутри одного этноса, «юноши – юноши» / «девушки – девушки» из разных этносов.
В статье рассматривается проблема оценки психологического потенциала к предпринимательской деятельности военнослужащих, увольняемых в запас, то есть выявление военнослужащих, чьи психологические качества максимально способствуют созданию эффективного бизнеса. На сегодняшний день существует серьезная проблема по адаптации военнослужащих, увольняемых в запас, к рынку труда. Как показывает ряд исследований, специфика трудовой деятельности в армейской среде сильно отличается от специфики трудовой деятельности в гражданской среде. Не каждый военнослужащий способен самостоятельно успешно адаптироваться в новой для него обстановке. Проблемы с адаптацией могут привести не только к возникновению семейных конфликтов, но и к развитию различного вида девиаций у самого военнослужащего. Для решения этой проблемы в рамках различных проектов, в частности, «Курс малого бизнеса», проходит бесплатное обучение увольняемых военнослужащих. Но, как показывает практика, не все военнослужащие в силу психологических особенностей способны и, даже при серьезном обучении, могут организовать успешный бизнес. На этот процесс влияет целый комплекс факторов: мотивация [6, 8], когнитивные способности [11, 20], определенный набор личностных качеств [10] и другое. Поэтому в целях экономии средств проекта необходима разработка оценки психологического потенциала к предпринимательской деятельности среди слушателей подобных курсов. В рамках данного исследования проводится анализ известных на сегодняшний день подходов оценки психологического потенциала предпринимательской деятельности.
Предлагается система прогнозирования оптимальной стратегии выстраивания собственного бизнеса, исходя из психологических особенностей респондента. Результаты были получены в ходе реализации национального проекта «Курс малого бизнеса» для военнослужащих и членов их семей.
В статье рассматриваются клинико-психологические и методологические аспекты посмертных судебно-психиатрических экспертиз по факту завершенных суицидов у детей и подростков. Рассматривается специфика ювенального суицидального поведения в контексте особенностей детской и подростковой психологии, реалий современного общества и с точки зрения нейробиологических аспектов. Констатируется рост ювенальной суицидальной активности в России за последние годы при общем среднем снижении показателей частоты суицидов. Рассматриваются методологические сложности, возникающие при проведении подобного рода экспертиз. Обсуждаются региональные аспекты проблемы ювенальных суицидов на примере Республики Бурятия. Констатируется, что в большинстве случаев вероятными причинами суицидальных поступков являются негативные факторы семейной и образовательной среды. Делаются вывод о необходимости совершенствования методологии сбора и анализа объективных данных о психоневрологических характеристиках детей и подростков, совершивших суицидальные действия и о жизненных обстоятельствах этому предшествовавших. Утверждается необходимость комплексного биопсихосоциального подхода при экспертной оценке завершенных ювенальных суицидов.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/