Архив статей журнала

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ (2022)
Выпуск: № 6 (38), Том 9 (2022)
Авторы: Афанасьева Юлия Александровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций у представителей русской и осетинской этнических групп, проживающих в условиях единой социокультурной среды. Выборку исследования составили 306 подростков, в возрасте от 12 до 17 лет, средний возраст 14,5 лет. Все испытуемые учащиеся 6-11 классов городских школ. Установлено, что личный социальный опыт способствует формированию смысложизненных ориентаций и проявляются в целях человека, его убеждениях, интересах. Смысложизненные ориентации помогают направить поведение и развитие личности, а также определяют выбор жизненного пути, человеческий потенциал, делают возможным судить об осмысленности и насыщенности жизни человека и, именно от них зависит существование не только конкретного человека, но и всего этноса в целом. Полученные результаты могут стать шагом вперед в направлении улучшения теоретических точек зрения, касающихся этнических, кросс-культурных и половозрастных особенностей совладающего со стрессом поведения. Основные результаты и выводы настоящего исследования можно использовать в качестве основы психологического сопровождения и консультирования подростков, а также при разработке учебных программ по возрастной, педагогической, этнической, кросс-культурной психологии, психологии развития, психологии стресса, психологии межнациональных отношений и психологии совладающего поведения.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (2023)
Выпуск: № 6 (46), Том 10 (2023)
Авторы: Фокина Татьяна Александровна

В исследовании делается сравнительный анализ смысложизненных ориентаций и уровня личностной зрелости у студентов высших и средних специальных учебных заведений (ВУЗов и ССУЗов) в возрасте от 18 до 23 лет.

Нами было выявлено, что для современной молодежи с разным уровнем образования характерны как общие особенности, так и различия. Для большинства студентов как ВУЗов, так и ССУЗов свойственны средние уровни по параметрам личностной зрелости. Смысложизненные ориентации у представителей студенческой молодежи находятся в стадии развития. Они испытывают сложности в целеполагании, не всегда способны видеть будущую перспективу собственного развития, осознать себя в мире как субъекта. Молодые люди, участвовавшие в исследовании, более ориентированы на себя, собственные потребности, чем на активное взаимодействие с обществом, они находятся на стадии осмысления жизни, формирования личностной ответственности в процессе вхождения во взрослую жизнь. Кроме того, между группами студентов высших и средних специальных учебных заведений имеются некоторые различия. Так, студенты ССУЗов (в отличие от студентов ВУЗов) в большей степени ориентированы на эффективность результатов своей деятельности, обладают большей свободой выбора, больше уверены в себе и в том, что они реализуются в будущей профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Лаврентьева Анна Вячеславовна

В статье показано, что для выявления механизма того, как современных студентов-медиков справляются со стрессами и противостоят эмоциональному выгоранию на этапе снятия ограничений, связанных с пандемией Covid-19, в начале учебного семестра было проведено исследование среди 143 студентов-медиков, обучающихся по специальности «лечебное дело». Эмпирические данные были получены с помощью теста эмоциональное выгорание Маслач, Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, теста на определение факторов и проявлений учебного стресса В.Ю. Щербатых, теста копинг-поведение в стрессовых ситуациях Нормана, Эндлера, Джеймса, Паркера в адаптации Т.Н. Крюковой, теста смысложизненных ориентаций. С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена оценивались взаимосвязи между эмоциональным выгоранием, факторами и проявлениями стресса и копингами, смысложизненными ориентациями студентов-медиков. Выявлено, что у каждого третьего студента наблюдается высокий уровень эмоционального выгорания. У студентов младших и старших курсов преобладают симптомы эмоционального истощения, у студентов средних курсов также наблюдаются симптомы деперсонализации. При этом более высокие значения эмоционального выгорания коррелируют с высокими значениями эмоционально ориентированного копинга, низкими значениями проблемно-ориентированного копинга, поиском социальной поддержки и низкими значениями смысложизненных ориентаций. Эмоционально-ориентированный копинг также связан с проявлениями стресса у студентов, с беспокойством из-за пандемии Covid-19, использования дистантных форм обучения и низкими значениями смысложизненных ориентаций. Следовательно, в качестве мишени психологической помощи студентам выступает формирование проблемно-ориентированного копинга и смысложизненных ориентаций.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ В СТАДИИ РЕМИССИИ И СТИЛЯ ИХ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ (2024)
Выпуск: № 1 (49), Том 11 (2024)
Авторы: Иванова Светлана Павловна, Алпатова Кристина Олеговна, Иванова Алина Сергеевна

Cтатья посвящена анализу семейного контекста проблемы наркозависимости молодежи. В ней представлены результаты специального эмпирического исследования взаимосвязи психологических особенностей личности наркозависимых юношей в период ремиссии и родительско-детских взаимоотношений в семье. На основе анализа эмпирических данных, полученных путем анкетирования и тестирования, дана клинико-психологическая и социальная характеристика наркозависимых юношей в период ремиссии, выделены группы мотивов употребления ими наркотиков, выявлены личностные особенности наркозависимых, их смысложизненные ориентации. Кластерный анализ эмпирических данных позволил выделить три типа наркозависимых юношей в период ремиссии, по отношению к которым в дальнейшем исследовался характер родительско-детских взаимоотношений в их семьях. Определены структурно – содержательные составляющие семейных факторов зависимого поведения, и путем качественного соотнесения эмпирических данных установлена взаимосвязь между типами наркозависимых юношей в период ремиссии с семьями, реализующими неправильные стили воспитания. Полученные результаты исследования позволили прийти к заключению о необходимости разработки и внедрения специальной программы психологического сопровождения семей наркозависимых в период ремиссии.

Сохранить в закладках