Архив статей журнала

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОФИЦЕРОВ И ПРАПОРЩИКОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2022)
Выпуск: № 2 (34), Том 9 (2022)
Авторы: Днов Константин Викторович, Юсупов Владислав Викторович, Чернявский Евгений Александрович, Алексеев Евгений Александрович, Федоров Евгений Владимирович, Ятманов Алексей Николаевич

В статье представлена математическая модель прогноза суицидального поведения у офицеров и прапорщиков Министерства обороны Российской Федерации. Актуальность изучения различных аспектов военнослужащих, совершивших суицидальные попытки, обусловлена сохраняющейся остротой данной проблемы как среди населения страны, так и в Вооруженных силах Российской Федерации. Особую проблему составляет «заразительность» суицидальных действий, особенно выраженная в замкнутых коллективах, широкий общественный резонанс, который приобретает каждое самоубийство в войсках, придают особое значение исследованию суицидального поведения военнослужащих. Обследовано 65 офицеров и прапорщиков Министерства обороны Российской Федерации, 27 из них с суицидальным поведением, 38 – практически здоровые, без суицидального поведения. Клиническое обследование включало сбор анамнестических сведений: особенности раннего развития, наследственную отягощенность, особенности воспитания, характер социальной адаптации, аддиктивную предрасположенность, перенесенные заболевания и психотравмирующие события. Проводилось психодиагностическое обследование с целью уточнения различных психологических характеристик обследованных. При проведении дискриминантного анализа методом «вперед пошагово» получена модель прогноза суицидального поведения у офицеров и прапорщиков: Лямбда Уилкса: 0,10584 прибл. F (8,135)=142,57 p<0,0001, прогностическая способность 86,2%. Предикторами суицидального поведения военнослужащих офицерского состава являются сочетание показателей: анамнестических: суициды родных, побои родителей; психологических: ригидность аффекта, замкнутость, вспыльчивость, склонность к алкоголизации, суицидальность; социальных: наличие детей. Разработанную модель целесообразно использовать в медико-психологическом сопровождении офицеров и прапорщиков Министерства обороны Российской Федерации.

Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ (2023)
Выпуск: № 4 (44), Том 10 (2023)
Авторы: Липский Дмитрий Леонидович, Гура Михаил Сергеевич, Лучкин Иван Владимирович, Юсупов Владислав Викторович, Ятманов Алексей Николаевич

Статья посвящена изучению возможности применения машинного обучения в медико-психологическом сопровождении военнослужащих иностранных государств. Машинное обучение является ветвью искусственного интеллекта. Проведен анализ литературы в базе цитирования PubMed. Выполнялись запросы по ключевым словам: «искусственный интеллект, военнослужащий» и «машинное обучение, военнослужащий» в различных вариантах написания. Из 291 статей отобрано 47, соответствующих тематике медико-психологического сопровождения военнослужащих. В эффективном проведении медико-психологического сопровождения военнослужащих, преимущественно связанного с боевым применением войск, в большей степени заинтересованы военные ведомства США, Дании и Великобритании. Наиболее стабильно учеными применяется методы логистической регрессии, нейронные сети и дерево решений. На данный момент больший интерес у исследователей вызывает применение метода случайного леса, нейронных сетей и ансамблевых методов. Технологи машинного обучения применяются на различных по численности группах обследованных: от 145 до 975057 человек, при расчетах опираются на совокупность предикторов, обладают высокой прогностической способностью, позволяют проводить мероприятия медико-психологического сопровождения и отбора групп риска с высокой эффективностью. Тем не мене, возникает опасность стигматизации определенных групп людей, особенно в случае ложноположительного отнесения человека в группу риска.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (2024)
Выпуск: № 1 (49), Том 11 (2024)
Авторы: Крипак Андрей Олегович, Марченко Илья Викторович, Юсупов Владислав Викторович, Ятманов Алексей Николаевич

Статья посвящена изучению влияния когнитивных способностей на нервно-психическую устойчивость у военнослужащих. Обследовано 1822 курсантов Военно-морского политехнического института в возрасте от 18 до 26 лет. Уровень нервно-психической устойчивости определяли с помощью методики МЛО «Адаптивность». Когнитивные способности оценивали с помощью методики КР – 3 – 85. Предикторами нервно-психической устойчивости военнослужащих является сочетание показателей когнитивного развития: способность к установлению логических взаимоотношений между понятиями на основе операций анализа и синтеза, уровень развития вербально-логического мышления; темповые характеристик мыслительной деятельности, уровень развития оперативного мышления и оперативной памяти, а также характеристик внимания; способность к преобразованию зрительных образов в пространстве, уровень развития пространственно-образного мышления. Получена модель прогноза уровня нервно-психической устойчивости: Лямбда Уилкса: 0,95595 прибл. F (6,3634)=13,799 p<0,0001, прогностическая способность 68%, что позволяет применять ее в мероприятиях медико-психологического сопровождения курсантов военного вуза.

Сохранить в закладках
ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (52), Том 11 (2024)
Авторы: Мартиросян Арег Мартинович, Днов Константин Викторович, Назаров Сергей Сергеевич, Ятманов Алексей Николаевич

Статья посвящена изучению динамики психологических характеристик курсантов в процессе обучения. Обследовано 708 курсантов военно-морского политехнического института. Обследование проводилось у курсантов с 1 по 5 курс с применением методик: семантический дифференциал, шкала психологического благополучия К.Рифф, уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (Е.Б. Фанталова), опросник рефлексивности (А.В. Карпов). В процессе обучения у курсантов происходит трансформация индивидуально-личностных качеств. Отмечается устойчивое снижение уровня рефлексии, компетентности, личностного роста и общего показателя психологического благополучия и устойчивое повышение ценности материального благополучия. Полученные результаты целесообразно применять в мероприятиях медико-психологического сопровождения военнослужащих в военном образовательном заведении.

Сохранить в закладках