Архив статей журнала

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМБАТАНТОВ, ПОЛУЧИВШИХ ТЯЖЕЛЫЕ РАНЕНИЯ (2021)
Выпуск: № 3 (31), Том 8 (2021)
Авторы: Юсупов Владислав Викторович, Баурова Наталья Николаевна, Чернявский Евгений Александрович, Ятманов Алексей Николаевич

В работе представлены результаты психодиагностического обследования 53 комбатантов, подвергшихся реальной витальной угрозе и впоследствии госпитализированных в клинические подразделения хирургического профиля (общая и госпитальная хирургии, офтальмология, нервные болезни, травматология, терапия, нейрохирургия) с ранениями и травмами различной степени тяжести. Для субъективной оценки состояния использовались самоопросники: «Анкета самооценки состояния», тест «Нервно-психическая адаптация», экспресс-методика В.А. Корзунина, П.А. Зиборовой, опросник SF–36, методика «Модуль-С». Объективная оценка поведения и психического состояния обследуемых осуществлялась лечащим врачом индивидуально для каждого пациента с помощью «Анкеты динамического наблюдения». Полученные результаты указывают на то, что лица, подвергшиеся реальной витальной угрозе и впоследствии госпитализированные в различные медицинские стационары, субъективно достаточно высоко оценивали свое общее самочувствие и качество своей жизни, несмотря на полученные травмы и заболевания. При этом, у трети обследуемых лиц отмечались признаки нервно-психической неустойчивости, умеренно выраженные признаки Посттравматического стрессового расстройства и социально-психологической дезадаптации. Выявлялись также признаки расстройств личности и поведения, либо акцентуаций характера, высокая вероятность наличия тревожно-фобических и обсессивно-компульсивных расстройств, включая психогенно обусловленные расстройства по типу астенического синдрома. В то же время, общая экспертная оценка лечащими врачами поведения пациентов в условиях стационара в основном была положительной.

Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ, СВЯЗАННЫМ С ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2023)
Выпуск: № 2 (42), Том 10 (2023)
Авторы: Фокина Татьяна Александровна, Каспаров Игорь Викторович

В статье представлены результаты экспериментального исследования отдельных негативных психо-эмоциональных состояний студентов - будущих железнодорожников во время подготовки и сдачи экзаменов по дисциплинам, связанным с информационными технологиями. В числе таких проблем называются: ситуативная и личностная тревожность, низкая стрессоустойчивость, риск дезадаптации в стрессе, сниженные показатели самочувствия, активности и настроения. По мнению самих студентов, основными причинами тревоги и напряжения, часто является страх получить плохую оценку и быть отчисленным (особенно это касается студентов, обучающихся на бюджетных местах), боязнь ситуации проверки знаний (особенно публичной) и неверие в свои силы и возможности; наличие проблем в отношениях с преподавателями. Таким образом, студенты в стрессовой ситуации экзамена испытывают повышенную напряженность, беспокойство, неуверенность, нервозность, у них возможны нарушения мнемических функций, снижение концентрации внимания, негативные проявления вегетативных изменений.

Авторы статьи предлагают комплекс психологических мероприятий, направленных на саморегуляцию психо-эмоциональных состояний у студентов. Данный комплекс включает в себя такие формы психологической работы как психопросвещение, тренинг по обучению методам саморегуляции и рекомендации прикладного характера для студентов.
После апробации программы по развитию навыков саморегуляции эмоциональных состояний у студентов - будущих железнодорожников была проведена математико-статистическая обработка данных с вычислением t–критерия Стьюдента. Результаты сравнительной диагностики показали, что проведенная со студентами-будущими железнодорожниками работа статистически достоверно способствует снижению риска дезадаптации в стрессе, ситуативной тревожности, повышению уровня стрессоустойчивости и улучшению самочувствия, активности и настроения.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (2024)
Выпуск: № 1 (49), Том 11 (2024)
Авторы: Крипак Андрей Олегович, Марченко Илья Викторович, Юсупов Владислав Викторович, Ятманов Алексей Николаевич

Статья посвящена изучению влияния когнитивных способностей на нервно-психическую устойчивость у военнослужащих. Обследовано 1822 курсантов Военно-морского политехнического института в возрасте от 18 до 26 лет. Уровень нервно-психической устойчивости определяли с помощью методики МЛО «Адаптивность». Когнитивные способности оценивали с помощью методики КР – 3 – 85. Предикторами нервно-психической устойчивости военнослужащих является сочетание показателей когнитивного развития: способность к установлению логических взаимоотношений между понятиями на основе операций анализа и синтеза, уровень развития вербально-логического мышления; темповые характеристик мыслительной деятельности, уровень развития оперативного мышления и оперативной памяти, а также характеристик внимания; способность к преобразованию зрительных образов в пространстве, уровень развития пространственно-образного мышления. Получена модель прогноза уровня нервно-психической устойчивости: Лямбда Уилкса: 0,95595 прибл. F (6,3634)=13,799 p<0,0001, прогностическая способность 68%, что позволяет применять ее в мероприятиях медико-психологического сопровождения курсантов военного вуза.

Сохранить в закладках
ФАКТОР НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2024)
Выпуск: № 4 (52), Том 11 (2024)
Авторы: Бубнов Александр Леонидович

В статье содержится подробный анализ категории нервно-психической устойчивости с точек зрения отечественных и зарубежных психологов. Автором рассмотрен фактор психологической устойчивости в подготовке сотрудников органов внутренних дел в ходе выполнения ими служебно-боевых задач. Основное внимание уделено изучению нервно-психической устойчивости, как условию, способствующему сопротивляемости личности внешним воздействиям среды, а также изучению категории агрессивности личности, как последствия воздействия стресса на сотрудника органов внутренних дел. Проявление агрессивности обусловлено силой сопротивления личности внешним факторам. Сотрудник органов внутренних дел, способный противодействовать негативным факторам служебной деятельности, будет менее склонен к профессиональному выгоранию и способен успешно выполнять поставленные перед ним задачи. В эмпирической части исследования автор проводит диагностические мероприятия по изучению нервно-психической устойчивости и агрессивности сотрудников органов внутренних дел, имеющих стаж службы более трех лет.

Сохранить в закладках