Архив статей журнала

ПРОБЛЕМА НЕСУИЦИДАЛЬНОГО САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД И ЕГО СУЩНОСТЬ (ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ) (2023)
Выпуск: № 8 (48), Том 10 (2023)
Авторы: Султанова Аклима Накиповна, Мамедов Темирлан Низамиевич

Проведен обзор отечественной и преимущественно зарубежной литературы по вопросам проблемы несуицидального самоповреждающего поведения (НСП). Были отобраны и проанализированы статьи в базах MEDLINE/PubMed, Elibrary.ru, Scopus с 2000 по 2023 гг., международных медицинских журналах. Поиск проводился с использованием поисковых запросов различных вариантов указанных ключевых слов.

Актуальность изучения темы несуицидального самоповреждающего поведения, прежде всего, связана с тем, что данное поведение является одним из наиболее важных маркеров риска суицидального поведения, а также важным предиктором суицидальных попыток у подростков.

НСП представляет собой действия, направленные на членовредительство, совершаемые без какого-либо намерения умереть, и включают в себя такие действия, как царапание кожи, порезы, ожоги, удары головой, удары себя и т. д. Цели или функции НСП обычно заключаются в уменьшении или отвлечении от негативных эмоций, наказании себя и/или уменьшении чувства опустошённости.

Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА (2023)
Выпуск: № 6 (46), Том 10 (2023)
Авторы: Пискунова Нина Николаевна, Шаповалов Владимир Иванович

В данной работе рассматривается взаимосвязь субъективного переживания одиночества и акцентуации характера. Акцентуации при этом рассматриваются как крайние выражения нормы, имеющие внешние, поведенческие проявления. Автор исследует причины субъективного переживания одиночества и тип акцентуации, которому наиболее присущи данные эмоции.

В контексте компонентов субъективного переживания автор изучает его длительность и формирование у типов личности с различной акцентуацией. Опираясь на психологические исследования, автор изучает взаимосвязь типов акцентуаций и потребностей в общении. В исследовании проводится дифференциация типов акцентуации, их влияние на личностные переживания и содержание протекания длительного субъективного одиночества, а также потенциальные последствия его длительности.

Изучив указанные нами взаимосвязи, необходимо определить направления психокоррекционной работы с учетом особенностей личности и выявить специфику предотвращения длительного чувства одиночества.

Целью исследования в данной работе является выявление взаимосвязи типа акцентуации и субъективного переживания одиночества. Объектом работы определена типология акцентуаций личности, предметом- взаимосвязь акцентуации и одиночества.

В качестве основных выводов определены методические основы реализации диагностики и коррекции акцентуаций и предотвращения длительного чувства одиночества.

Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ УСПЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2023)
Выпуск: № 4 (44), Том 10 (2023)
Авторы: Боровицкая Юлия Витальевна

В работе автор исследует особенности понимания подростками понятия «успешность» в процессе освоения программ основного и дополнительного образования. Статья раскрывает основные содержательные компоненты данного понятия, подходы отечественных и зарубежных авторов к его структуре, а также особенности становления успешности в дополнительном образовании (кружки и секции).
Исследование конкретизирует понятия личностной, академической и социальной успешности и дифференцирует их. При этом определяется взаимосвязь между данными видами успешности и положения теоретико- методологического изучения данной проблематики, которая отражена в результатах диагностического исследования.
Целью работы возможно определить выявление специфики понятия успешности у подростков в контексте освоения программ дополнительного образования. Объект исследования̶ дополнительное образование, предмет̶ понятие успешности.

Сохранить в закладках
СЕПАРАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ РОДИТЕЛЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ И ТРУДНОСТИ (2023)
Выпуск: № 4 (44), Том 10 (2023)
Авторы: Левкова Татьяна Валериевна

В статье определена проблематика подростковой сепарации от родителей. Сепарация рассматривается, как важный этап и возрастная задача ребенка-подростка. Сам процесс сепарации связан с характеристиками привязанности, с процессом дифференциации личности, со становлением индивидуации подростка. Отмечается, что характеристики детско-родительских отношений могут существенно осложнить сепарацию подростка от родителей. В статье психологическая сепарации от родителей рассматривается через стиль сепарации: функциональная независимость от отца, конфликтологическая независимость от отца, конфликтологическая независимость от матери, эмоциональная независимость от матери, функциональная независимость от матери, аттитюдная независимость от матери, эмоциональная независимость от отца, аттитюдная независимость от отца. В экспериментальном исследовании, результаты которого приводятся в статье, были использованы: тест «Анализ семейных отношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), тест «Опросник психологической сепарации» (PSI, Hoffman). По результатам анализа полученных данных выявлена корреляционная связь между характеристиками детско-родительских отношений и стилями сепарации подростков: между функциональной независимости от отца и уровня протекции в процессе воспитания, между функциональной независимости подростка и показателя гиперпротекции, между показателем осознания потребностей ребенка-подростка и выраженностью конфликтологической независимости от отца, между функциональной независимостью от матери и осознанием потребностей ребенка, между строгостью санкций за нарушение требований ребенком и конфликтологической независимостью от отца.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И ТИПА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ (2023)
Выпуск: № 3 (43), Том 10 (2023)
Авторы: Газизова Регина Расиховна, Усманова Софья Ганизяновна, Сайфуллина Гузель Флюровна

Цель данного исследования заключается в выявлении и изучении взаимосвязи социометрического статуса и типа акцентуаций характера у подростков. Оценка социометрического статуса и типа акцентуаций характера была проведена у 48 подростков 14-15 лет. Полученные результаты показали, что в группе подростков с высоким и со средним социометрическим статусом статистически значимых корреляционных связей с акцентуацией характера выявлено не было. Подростки с низким социометрическим статусом имеет обратную корреляционную взаимосвязь с застревающим, педантичным, тревожным и возбудимым типами акцентуации.

Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ УСПЕШНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (2023)
Выпуск: № 1 (41), Том 10 (2023)
Авторы: Боровицкая Юлия Витальевна, Тихонова Жанна Сергеевна

В данной статье авторы исследуют особенности воспитания у подростков успешности в контексте обучения в общеобразовательной школе. В работе подчеркивается важность учета особенностей подросткового возраста, и, в связи с этим, организации образовательной среды, а также создания педагогических условий для воспитания такого качества как «успешность».

В исследовании выявляются основные компоненты успешности, а также те задачи, которые ставятся перед педагогом в процессе организации работы с подростками в школе: как в контексте преподавания предметов, так и в иных видах образования.

Сохранить в закладках