ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
Данная работа отражает особенности организации профориентационной работы в школе в контексте реализации современных профориентационных проектов. Статья описывает опыт реализации программ и проектов по профориентации в школе с учетом федеральных разработок для школьников средних и старших классов. Автор иллюстрирует деятельность учителя в сфере профориентации на примере одной из общеобразовательных школ. Исследование не только описывает опыт реализации федеральных проектов «Россия – мои горизонты», «Шоу профессий», региональных профориентационных программ, но также результаты становления активной жизненной позиции в плане профессионального самоопределения школьников.
Автор отражает результаты поступления в выбранные вузы выпускниками школ по специальностям, которые были определены в процессе обучения в школе. Автор подчеркивает важность профессиональной ориентации в работе со средними и старшими школьниками в контексте необходимости определения в профессии к моменту перехода в выпускной класс и осуществления целенаправленной подготовки к экзаменам и поступлению в конкретные вузы.
Целью данной работы является изучение содержания профориентационной работы в школе с учетом содержания современных образовательных стандартов. Объект исследования-содержание современных ФГОСов, предметом определена организация профориентационной работы в школе
Данная работа направлена на выявление специфики стрессоустойчивости студентов вузов различных специальностей. Авторы исследуют механизмы социально- психологической адаптации и стрессоустойчивости студентов, выявляя наиболее проблемные моменты. В статье подчеркивается, что стресс, по мнению ряда авторов, является неотъемлемой частью обучения и поэтому очень важно формировать стрессоустойчивость студентов с первых курсов обучения по различным направлениям.
Объектом исследования в данном случае является стрессоустойчивость студентов, предметом̶ специфика механизмов стрессоустойчивости в зависимости от специальностей и направлений подготовки.
На базе ряда вузов автором проведено практическое исследование, отражающее цель и содержание данной работы и на основании его результатов предложены рекомендации по психолого- педагогической работе со студентами.
В статье раскрывается сущность педагогических условий, способствующих формированию вокально-музыкальных навыков у студентов музыкальных вузов. Конкретизировано понятие навыка, описана сущность вокально-музыкальных навыков, в том числе исполнительских и вокально-технических. Определена дидактическая специфика их формирования педагогическом процессе. Описаны методологические подходы в к организации образовательного процесса, приведены рекомендации экспертов по содержанию этапов технологии формирования музыкальных навыков.
В данной статье внимание уделено актуальности формирования инклюзивной компетенции в высшей школе. При этом автор указывает на отсутствие единого подхода к включению инклюзивной компетенции в действующие образовательные стандарты высшего образования. Отдельно выделены трудности формирования данной компетенции в технических университетах, показаны возможные способы их преодоления, рассмотрена категория «Инклюзия» в проекте макета новых образовательных стандартов. Вопросы формирования инклюзивной компетенции в технических университетах требует дальнейшего осмысления и практической проработки. Необходимо централизовано организовать обмен опытом в области инклюзии между такими образовательными организациями. Инклюзивная компетентность будет способствовать формированию толерантного отношения к лицам с инвалидностью, повышению культуры коммуникации с ними, а также нейтрализации возможных негативных установок и сложившихся социальных стереотипов по отношению к людям, имеющими инвалидность.
В работе раскрываются особенности процесса становления профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в контексте практической деятельности. Автор подчеркивает важность сочетания теоретической подготовки и оценки сформированности компонентов профессиональной компетентности непосредственно в образовательном процессе вуза.
Целью данной статьи является выявление специфики процесса становления профессиональной компетентности преподавателя высшей школы. Объектом работы выбрана профессиональная компетентность, предмет̶ специфика становления компетентности.
В заключении работы делается вывод о том, что современное понятие компетентности отличается от предложенных ранее, в середине и второй половине ХХ века. Профессиональная компетентность ̶ это не просто совокупность знаний, умений и навыков, а отражение комплекса универсальных и междисциплинарных компетенций, которые в тесной взаимосвязи образуют данный педагогический термин. Также, делается вывод о том, что современный образовательный процесс также наделен своей спецификой, которая проявляется в динамичности применения средств, форм и методов обучения и воспитания, в том числе студентов, как будущих специалистов. Это предъявляет определенные требования к подготовке преподавателей высшей школы, формированию у них определенной профессиональной компетентности, соответствующей образовательным запросам обучающихся.
Автором рассматривается содержание ситуации успеха, как мощного стимула совершения новых достижений. При этом успех рассматривается не только как результат формального оценивания, но и как психолого-педагогическая категория, которая отражает осознание успешности, внутреннюю уверенность и адекватную самооценку. Содержание ситуаций успеха анализируется не только в рамках образовательного процесса, обозначенного ФГОСами ВО, но и в иных активностях, получении личных достижений в волонтерстве, творческой и спортивной деятельности. При этом в работе рассматриваются ситуации успеха, возникающие естественным путем (при достижении студентом определенных результатов), а также создаваемые специально в целях стимулирования мотивации достижения. Личность победителя при этом рассматривается с точки зрения преодоления личностных трудностей, социальных ситуаций и событий, препятствующих достижению успеха и в данном случае акцент делается на те личностные свойства и качества, которые позволяют говорить о победе. Целью работы нами определено изучение процесса создания ситуаций успеха в высшей школе как фактора формирования личности победителя у студентов. В качестве объекта мы рассматриваем современный образовательный процесс в высшей школе, предметом- ситуацию успеха.