Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА) (2022)
Выпуск: № 8 (40), Том 9 (2022)
Авторы: Ткач Елена Николаевна, Гречко Анастасия Андреевна, Таминдарова Полина Сергеевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению ценностных ориентаций студенческой молодежи (на примере обучающихся техникума). Описываются и анализируются особенности ценностных ориентаций студентов, обучающихся на младших и старших курсах. Анализ результатов показал, что ценностные ориентации студентов I и IV курсов отличаются по ряду характеристик, проявление которых обусловлено закономерностями возрастного развития. У обучающихся I курса в списке предпочитаемых терминальных ценностей наличие хороших и верных друзей, здоровье, активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, любовь. У студентов IV курса в приоритете здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь. В выборе инструментальных ценностей студенты I курса показали ориентированность на аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, а также ответственность и независимость. Обучающиеся IV курса выделили среди инструментальных ценностей жизнерадостность, независимость, образованность, воспитанность и честность.

Сохранить в закладках
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ (2022)
Выпуск: № 6 (38), Том 9 (2022)
Авторы: Джига Надежда Дмитриевна, Джига Олег Васильевич

Сегодня важной и актуальной научной задачей является поиск путей исследования креативности в единстве не только когнитивных, личностных, но и адаптационных проявлений в условиях стремительно меняющейся действительности. Тем более, что соотношение между креативностью и адаптированностью в психологии представлено преимущественно одной тенденцией: ослабление некоторых адаптационных возможностей наблюдается у некреативных лиц. В статье актуализирована проблема созидания как становления личности и продуктивного субъекта в преобразовательной деятельности средствами инновационных методов обучения. Созидание ориентировано на воспроизводство продуктивных ценностей, связанных не только с творческим созиданием материальных продуктов, но и привнесением в социум новых духовных продуктов, ценностей культуры, развития и становления личности и субъекта в преобразовательной деятельности. Для созидательной и самосозидательной деятельности преподавателя и студента как будущего специалиста важно создать условия для определения дальнейшего саморазвития с использованием самореализации собственных потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов в системе управления – соуправления – самоуправления, повышающих не только эффективность деятельности, но и стремление преподавателя и студента к самореализации и конкурентоспособности средствами управления, тренингов и дискуссий.

Сохранить в закладках
УЧЕТ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (2022)
Выпуск: № 4 (36), Том 9 (2022)
Авторы: Кашпирева Татьяна Борисовна

В статье рассматривается проблема ценностей и ценностных ориентаций личности на современном этапе развития человеческого общества. Молодое поколение как наиболее активно реагирующее на происходящие процессы и как наиболее подверженное влиянию социальных изменений выступило в качестве объекта исследования. Ценности молодежи, в том числе студенчества как уникальной социальной группы, на этапе обучения в университете продолжают меняться под действием поликультурной образовательно-воспитательной среды. В исследовании подчеркивается значимость формирования поликультурной среды в современном университете.

Исследование ценностей личности на основе методики Ш. Шварца в адаптированной для русскоязычной аудитории В. Н. Карандашевым версии, было проведено на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. В опросе приняли участие иностранные (граждане Туркменистана) и российские граждане. Анализ результатов исследования строился на сравнительном анализе ценностных ориентаций представителей молодежи, принадлежащих к различным этносам по двум основаниям: «ценности на уровне нормативных идеалов» и «ценности на уровне индивидуальных приоритетов». Сравнение и обобщение итогов опроса проводилось также на основе дифференциации молодежи по гендерному признаку, в корреляциях «юноши – девушки» внутри одного этноса, «юноши – юноши» / «девушки – девушки» из разных этносов.

Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (2023)
Выпуск: № 6 (46), Том 10 (2023)
Авторы: Мацюк Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте их влияния на личностное и профессиональное развитие. Уточнено соотношение понятий «ценности», «ценностные ориентиры» и «ценностные ориентации». Рассмотрены ключевые образовательные ценности. Выявлен ряд актуальных проблем, связанных с преемственностью ценностных ориентаций обучающихся. В частности, показана амбивалентность влияния информационных технологий обучения на личностно-ценностное развитие студентов вуза. Обоснована роль преемственности ценностных ориентаций в качестве необходимого условия эффективности образовательного процесса вуза. Особое внимание уделяется связи между ценностными ориентациями и мотивацией к обучению, а также их роли в адаптации к жизни в вузе и успешности в профессиональной деятельности. Проанализированы социально-психологические характеристики молодого поколения, позволившие сделать вывод о возможности воздействия на ценностную систему студенческой молодежи. Выявлены ценности и приоритеты молодого поколения, которые способствуют формированию их профессиональной идентичности, а также оказывают влияние на принятие решений в карьере. Обосновано, что достижение оптимизации преемственности ценностных ориентации возможно в рамках конкретных учебных курсов, внедрению методов кейс-стади в учебный процесс, выстроенных содержательно и структурно в соответствии с психолого-педагогическим механизмом преемственности в развитии профессионализма. Сделан акцент, что преемственность традиционных ценностей в образовательном процессе вуза является важным фактором укрепления идентичности, личностной устойчивости и профессиональной уверенности студентов, способных вносить свой вклад в развитие общества.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ У КОНТРОЛЁРОВ ФСИН РОССИИ (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Киселева Евгения Сергеевна, Дворцова Елена Валерьевна

В психологии ценностные ориентации играют важную роль в понимании личности и ее поведения. Особенную роль приобретает вопрос изучения ценностных ориентиров в профессиональной деятельности, характеризующейся ярко-выраженными специфичными характеристиками. На основании теоретического анализа научной литературы были рассмотрены подходы к пониманию ценностных ориентаций, мотивации и профессионального выгорания, их особенностей среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. В эмпирической части исследования проведена диагностика ценностных ориентаций, мотивации и профессионального выгорания контролёров ФСИН России, а также раскрыты особенности взаимосвязи рассматриваемых явлений. Выборку исследования составили 32 контролёра ФСИН России, исполняющих свои обязанности по надзору за осужденными в ЗКИ ООО «Универсал». По результатам диагностики ценностных ориентаций, мотивации и профессионального выгорания у контролёров ФСИН было определено, что большинство обследуемых имеют средний уровень ценностных ориентаций на доминирование и средний уровень ценностных ориентаций на ресурсы, большая часть обследуемых имеют высокий уровень мотивации к достижению успеха, а также преобладающее количество человек в выборке имеют низкую мотивацию к избеганию неудач, большинство сотрудников имеют средний уровень профессионального выгорания. С использованием коэффициента корреляции Пирсона было определено, что чем выше ценностные ориентации самоутверждения «Доминирование» и «Ресурсы», тем ниже мотивация к достижению цели, выше мотивация к избеганию неудачи и выше профессиональное выгорание.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Марченко Илья Викторович, Дорофеев Иван Иванович, Назаров Сергей Сергеевич, Ятманов Алексей Николаевич

Статья посвящена изучению влияния ценностных ориентаций на психологическую устойчивость военнослужащих. Обследовано 686 курсантов в возрасте от 18 до 26 лет. Ценностные ориентации исследовались с помощью методики «Семантический дифференциал». По результатам анкеты динамического наблюдения обследованные разделены на 2 группы: в группу «Психологически устойчивые» вошло 604 курсанта, в группу «Неустойчивые» – 82 человека. Предикторами психологической устойчивости военнослужащих является сочетание показателей личного эмоционального отношения к понятиям: воинский коллектив, риск, ответственность, карьера и семья. У «психологически устойчивых» курсантов достоверно более выражено личное эмоциональное отношение к понятиям: воинский коллектив, риск, ответственность, а у «неустойчивых» – к понятиям карьера и семья. Получена модель прогноза психологической устойчивости: Лямбда Уилкса: 0,92938 прибл. F (5,680)=10,334, p<0,0001. Точность модели равна 0,9, чувствительность – 0,44, специфичность – 0,99, что позволяет применять ее в мероприятиях медико-психологического сопровождения курсантов военного вуза.

Сохранить в закладках