Архив статей журнала

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ РАЗДЕЛ ДОАБОРТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (2022)
Выпуск: том 15, № 2 (2022)
Авторы: Ткаченко Людмила Владимировна, Гриценко Ирина Анатольевна, Долгова Валерия Андреевна, Тихаева Ксения Юрьевна, Гаврилова Ирина Сергеевна

Проблема прерывания беременности является многоплановой. В соответствии с действующим законодательством, женщины, обращающиеся в медицинское учреждение за процедурой искусственного прерывания беременности, проходят доабортное консультирование. Во время консультации перед специалистом ставится несколько задач: сопоставить аргументы за прерывание и за сохранение беременности; помочь грамотно провести оценку сложившейся жизненной ситуации; рассмотреть пути решения возникших проблем; донести информацию о федеральных, региональных мерах поддержки беременных и семей с детьми; проинформировать о возможных негативных последствиях искусственного прерывания беременности. Авторы считают, помимо психологической помощи женщинам, оказавшимся в ситуации выбора, необходимо проводить детальное информирование о негативных репродуктивных последствиях абортах. В том числе о проблемы преждевременной недостаточности яичников. Ввиду широкой распространенности преждевременной недостаточности яичников среди женского населения представляется необходимым дополнить существующий порядок доабортного консультирования разделом, посвященном проблеме физиологической и патологической потери овариального резерва и влияния прерывания беременности на данный процесс. Информированность женщины о наличии у нее риска преждевременной недостаточности яичников и вообще о наличии такого состояния позволило бы ей осознанно избегать дополнительных негативных влияний (курения, алкоголя, стресса), принимать обоснованное решение о репродуктивных планах и их сроке, а возможно, прибегнуть к применению методов криоконсервации ооцитов в том случае, если риски преждевременной недостаточности яичников чрезвычайно высоки. Когда преждевременная недостаточность яичников уже диагностирована, единственная возможность родить ребенка это использование вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение), но с использование донорский яйцеклеток.

Сохранить в закладках
ЭТИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАЦИЕНТА И МЕДИЦИНСКОГО СООБЩЕСТВА (2022)
Выпуск: том 15, № 2 (2022)
Авторы: Фомина Татьяна Константиновна, Фатеева Юлия Геннадиевна, Алтухова Ольга Николаевна, Игнатенко Ольга Петровна

Актуальность. Деятельность врача в числе прочего включает необходимость общения с пациентом, поэтому наличие коммуникативных навыков является обязательными признаком данной профессии. Объект исследования - информированное добровольное согласие с точки зрения основного компонента коммуникативного акта. Цель работы - провести анализ лингвистических и этических особенностей данного документа. Методы анализа - лингвистический. Результаты: лексико-грамматический состав названия документа заключает в себе распределение коммуникативных ролей: врач - активный коммуникант, пациент - пассивный; семантический анализ текста дает основание утверждать, что данный документ в большинстве случае не может быть самостоятельно осознан пациентом, участие врача необходимо в рамках разъяснения содержания согласия. Заключение. Проведенный анализ дает основание утверждать, что при неправильно проведенной работе с информированным добровольным согласием могут возникнуть коммуникативные проблемы и, как следствие таковых, коммуникативные неудачи.

Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ БИОЭТИКИ МЕТОДОМ КЕЙСОВ: СЛУЧАЙ НЕПРАВИЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ЭКСТРОФИИ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ (2022)
Выпуск: том 15, № 2 (2022)
Авторы: Тарабрин Роман Евгеньевич, Золотухина А.С., Афанасьева А.В., Кихасурова П.М.

Актуальность. Принципы биоэтики, предложенные Бичампом и Чилдресом, сложно применимы для решения конкретных этических дилемм, возникающих в клинической практике. В научной литературе предложены иные способы их анализа. Целью - изучение этической проблемы медицинской ошибки при помощи метода Москопа на примере клинического случая экстрофии мочевого пузыря.
Материалы и методы. Метод кейсов Москопа позволяет проводить биоэтический анализ клинических ситуаций, формируя нормативное решение похожих ситуаций в будущем.
Результаты. При анализе настоящего случая допущенной медицинской ошибки рассмотрены такие этические аспекты, как взаимоотношения между врачом и пациентом, реагирование врачей-коллег и пациента на медицинскую ошибку, раскрытие медицинской ошибки. В результате биоэтического анализа кейса были сформированы следующие рекомендации: 1) Несмотря на объективные сложности лечения в низкопрофильном региональном центре и бюрократические механизмы перенаправления пациента в другое учреждение, врач должен уважать автономию пациента и его родственников, для чего следует проводить полное информирование о возможных рисках и альтернативах лечения; 2) Раскрытие истинных причин медицинской ошибки и принесение извинений может способствовать выстраиванию доверительных отношений с пациентом и снижению последующих конфликтов. Краткосрочный психологический дискомфорт при раскрытии будет возмещен долгосрочными положительными результатами взаимодействия с пациентами; 3) Критика предшествующего лечения должна происходить с учетом возможных сложностей диагностики на региональном уровне и недостатка опыта лечения редких патологий. Достижение преимущества перед своими коллегами через указание на их медицинскую ошибку без знания настоящих причин предшествующего лечения этически не оправдан.
Заключение. Важной функцией раскрытия врачебной ошибки является предостережение своих коллег от подобных ошибок. Большинство авторов придерживается мнения о том, что содействие в раскрытии ошибки и помощь в минимизации ее последствий являются профессиональным долгом врача, ставшего свидетелем неблагоприятного события, однако в медицинской среде, имеющей сильные корпоративные связи и культивирующей дух солидарности, этот принцип на практике не стал распространенным явлением.

Сохранить в закладках
БИОЭТИКА И СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ (2022)
Выпуск: том 15, № 2 (2022)
Авторы: Петров Владимир Иванович

Вопросы преподавания биоэтики в наше время широко обсуждаются во всем мире. На страницах нашего журнала этой проблеме также уделялось большое внимание [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Но жизнь не стоит на месте, и новые методы преподавания требуют внимательного подхода к их внедрению в практику высшего образования. В этом отношении при обучении студентов предмету «Биоэтика» очень важна практическая составляющая: тренинги, ролевые игры, любые интерактивные формы проведения занятий. Это известные отличительные особенности данного учебного курса. Но, как нам кажется, до сих пор в наших вузах не уделяется должного внимания такой форме, как сетевое образование в области биоэтики. А именно здесь оно может играть важную роль.

Сохранить в закладках