NOMOTHETIKA: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПРАВО
Архив статей журнала
В эссе реализована цель проследить истоки концепта «картина мира» и роль Л. Витгенштейна в его возникновении в связи с проблемой антропологического опыта в рациональном познании. Выявлено, что Л. Витгенштейн первым ввёл концепт «картина мира» и выдвинул идею идентичности логической структуры языка онтологической логике мира, что и позволяет нам в простых логических высказываниях рационализировать эмпирические, наблюдаемые факты, связанные с экзистенцией и опытом человека. В ряде мыслительных систем, таких как искусство, этика и метафизика, язык обнаруживает порой бессмысленность, так как касается описания ненаблюдаемых (иррациональных) фактов, поэтому здесь лучше молчать (перед самим фактом возможной «бессмысленности языка»).
Теоретическая концепция «метамодернизм», предложенная ещё в 2010 году с целью философской концептуализации современного общества и культуры после постмодернизма и обобщающая изыскания постпостмодернизма, продолжает сохранять квазиакадеми-ческий статус. Данная теория практически не используется в академических исследованиях гуманитарного профиля. Так как теория метамодернизм мало изучена научными специалис-тами, в данной статье впервые освещаются собственно причины её настоящего положения по отношению к академическим философским изысканиям. Целью исследования является выявление факторов, препятствующих вхождению метамодернизма в теоретический социально-философский инструментарий изучения современности профессиональными учёными. Анализ показывает, что квазиакадемический статус теории Вермюлена - ван ден Аккера обусловлен комплексом причин, среди которых подход, используемый авторами метамодернизма: акцентуация второстепенных черт современности, затмевающие объективную содержательную сторону положений, выдвигаемых теорией метамодернизм, обращение к предметному полю постмодернизма, антитезой которого и выступает метамодернизм, обилие неакадемических трактовок метамодернизма, порождающих скепсис по отношению к самой теории со стороны академиков, позиция научных кругов, придерживающихся постмодерноцентричного подхода касательно современного социума и культуры, неолиберальная политика в сфере высшего образования и науки в XXI веке сказавшаяся, в первую очередь на качестве, целях и задачах философского образования, результирующая в снижении качества философского образования.
В современной семье наблюдается проблема духовно-нравственного воспитания, вызванная духовным голоданием современного общества. Огромное влияние на духовно-нравственный кризис в семейном воспитании оказал наплыв навязываемых из вне пороков, а именно пропаганда феминизма, ЛГБТ-сообществ, отказа вступать в брак и заводить детей. Несмотря на многочисленность научных работ по проблеме антропологических смыслов семейного воспитания, идеи славянофилов и западников в контексте современного православного воспитания в семье в условиях духовно-нравственного кризиса до сих пор остаются без внимания исследователей. Целью данного исследования является определение актуальности позиций славянофилов и западников в вопросе семейного воспитания для современной семьи. В результате исследования было определено, что воспитание в семье, построенное на идеях славянофилов, благотворно влияет на духовно-нравственное и психическое здоровье ребенка. Результаты исследования открывают новые возможности в изучении и разработке методов противодействия морально-этическому разложению общества на основе традиционных, национальных и религиозных идей русских философов.
Специфика развития и функционирования современных буддийских российских сообществ соответствует общемировым тенденциями, сохраняя региональные особенности. Авторы отмечают изменения в структуре сообществ, их положения в обществе, связывая с трансформацией общества. Показано, что буддийские российские сообщества зависят не только от локальных, но и от глобальных социокультурных процессов, происходящих в стране и мире. В России сосуществует два типа буддийских организаций - традиционные и глобальные. Сегодня в контексте обращения к традиционным духовным ценностям, воплощаемым в частности в буддизме, эти организации стали стремиться к выстраиванию диалога. Сделан вывод о том, что сегодня усиливается трансформация буддийских сообществ, что ожидаемо в контексте изменений, происходящих в современном мире. Религиозное пространство буддийских организаций мозаично и отличается пестротой учений, но мировоззренческое ядро в них остается прежним, несмотря на модификации.
Рассмотрен вопрос служения Русской Православной Церкви в современном обществе, способствующего решению насущных общественных проблем (войны, эпидемии, социальное неравенство и др.). Авторы уделяют особое внимание нравственной составляющей категорий «благотворительность», «милосердие», «миссионерство», «подвижничество», «религиозное образование и просвещение», «материальные и духовные дела милосердия», воплощаемых в реальных делах религиозных организаций. Авторы отмечают, что перспективы развития служения связаны с его распространением в социуме, а также с развитием сотрудничества Церкви и государства. Сделан вывод о том, что современная концепция социального служения, основываясь на священных книгах, наполняет новыми смыслами такие ценности, как благотворительность, милосердие, миссионерство, подвижничество.
Процесс смыслообразования в текстах культуры рассматривается в различных гуманитарных науках с разных подходов, обосновываются техники смыслообразования. Интертекстуальность в современной науке рассматривается в контексте литературоведения, в рамках когнитивной составляющей, в противовес автор разрабатывает понятие интертекстуального смыслообразования как эмоционально-ценностный компонент в структуре культуры. Предложена авторская концепция интертекстуального смыслообразования в текстах культуры, основанная на диалоге между текстами, опосредованном сознанием человека, в контексте существующих связей, исторически обусловленных или оговоренных самим автором текста. Показано, что в процессе взаимодействия текстов культуры образуются новые смысловые конструкты, смыслосферы. В результате исследования выделены принципы интертекстуального смыслообразования: диалогичности, разночтения, функциональности. Концепция интертекстуального смыслообразования основана на интерпретации (понимании) текста культуры.
Цифровая среда приводит к появлению новых механизмов формирования идентичности, созданию цифрового профиля личности. Развитие информационно-коммуникационных технологий, формирование виртуальной реальности и связанных с ней виртуальных форм коммуникации актуализировали исследования трансформации феномена идентичности. Цель статьи связана с выявлением особенностей трансформации и конструирования идентичности при переходе от общества постмодерна к цифровому обществу. В результате исследования сделан вывод о том, что цифровое общество стимулирует потребность индивида к стандартизации смыслов и ценностей, подавляет стремление к развитию индивидуальной идентичности. Определено, что развитие сети Интернет создает возможности для формирования множественных идентичностей, допускающих противоборство с реальной идентичностью личности.
Русофобская идеология, определяющая сегодняшнюю политику Запада по отношению к России, имеет длительную историю и является сложным феноменом. Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных данной теме, отдельного исследования, отражающего восприятие Западом России как части восточной ойкумены, варварского мира, не проводилось. Целью данного исследования является выявление истоков ориенталистского дискурса русофобии. В данной работе освещены религиозные и исторические факторы, послужившие основой для ориентализации образа России европейским сознанием. Последствием исключения России из единого европейского христианского мира и отнесение ее к Востоку становится трансформации ее восприятия: Россия с конца XV века начинает трактоваться не просто как Другой, а как Чужой. Полученные результаты дополняют имеющиеся исследования по русофобии и расширяют спектр исследовательских направлений данного феномена.
Ключевой на сегодняшний день вопрос о демографической ситуации в России приковал к себе внимание как со стороны государственных органов, так и общества в целом. Много-численная сумма факторов вкупе с недостаточной социальной политикой в данном вопросе за последние три десятилетия привели к неутешительным выводам - население в стране стремительно сокращается. Рассматривая различные подходы к идеалу семейных отношений, авторы анализируют сложившиеся материалистический и православно-традиционалистский подходы к понимаю семейных отношениях. С опорой на правовые акты и научную литературу сделан вывод, что решение демографического кризиса, который является следствием разрушения института семьи, невозможно без традиционно-православного подхода в области брачно-семейных отношений.
Цель работы - анализ противоречий культуры супружеских отношений в современном обществе. Исследование выполнено в русле методологии комплексного социокультурного подхода. Супружество рассматривается как основа коммуникативного опыта семейной жизни. Масштабная задача укрепления института семьи как традиционной духовно-нравственной основы российского общества наталкивается на противоречие нормативной составляющей брачных отношений мужчины и женщины и их ценностного аспекта. Автором раскрываются причины данного противоречия. Показано, что идеалы равенства и свободы самоопределения закладываются в массовые представления о том, что составляет содержание семейной жизни и ее ядра - союза мужчины и женщины. Ценностный аспект семейности и супружества в соответствии с неолиберальным феминистским дискурсом трактуется в категориях «гендерного партнерства». Дана критическая оценка перспективы проецирования идеологии и смыслов подобного партнерства на супружество, так как в его основе лежат не критерии нравственного совершенствования семейности, а личного успеха и самоутверждения.
Важной задачей науки земельного права является выявление закономерностей возникнове-ния, функционирования и развития различных правовых явлений, охватываемых ею. В этой связи особое значение имеет анализ конституционных положений о земле, в концентриро-ванном виде отражающих суть земельной политики государства на определенном этапе своего существования. В исследованиях по земельному праву анализ советских конституций проводится в целях изучения как динамики и тенденций развития земельного законода-тельства в целом, так и эволюции правового регулирования отдельных сфер земельных отношений. Вместе с тем, такие исследования не всегда сопряжены с должным вниманием к конкретно-историческим условиям становления соответствующего законодательства. Целью настоящей работы является установление факторов, предопределивших формирова-ние и последующее развитие земельно-правовых норм советских Конституций, в контексте общей логики государственного строительства соответствующего исторического периода. Основу исследования составил историко-правовой метод, который позволил раскрыть политико-правовой смысл положений о земле в каждой из советских Конституций. В результате исследования был сделан вывод о том, что земельно-правовые нормы, закреп-ленные в советских Конституциях, являлись производными от политической обстановки и коррелировали с фазами государственного и социалистического строительства.
Эволютивное толкование со временем привело к постепенному расширению прав, предусмотренных Конвенцией. В этой связи изучение пределов такого толкования позволяет установить законность соответствующих эволютивных постановлений. Автором предпринята попытка анализа трех элементов, влияющих на пределы эволютивного толкования: государственного суверенитета, легитимности эволютивных постановлений и их эффективности. Основное внимание уделено прецедентной практике и правовым позициям Европейского суда по правам человека, раскрывающим пределы подобного толкования, а также доктринальным мнениям в части критики эволютивного толкования. В частности, выделены мнения ученых о том, что подобное толкование создает обязательства, которые превышают изначально взятые государствами - участниками Конвенции, и что Страсбургский суд рискует стать судом «четвертой инстанции». Автор указывает, что прослеживается тенденция усиления роли национальных подходов к толкованию прав человека и снижения значимости эволютивного толкования. Сочетание европейского консенсуса и свободы усмотрения способствует повышению легитимности эволютивных постановлений. Подчёркнуто, что при поиске консенсуса Суд должен стремиться вовлечь в этот процесс как можно больше государств - членов Совета Европы, чтобы способствовать более тесной идентификации с Конвенцией. В заключение отмечено, что использование консенсусного подхода и доктрины свободы усмотрения на сегодняшний день позволяют Европейскому суду по правам человека сохранить пределы эволютивного толкования и защититься от чрезмерного судейского активизма.
- 1
- 2