Архив статей журнала
В статье рассмотрены в качестве исторических источников советские художественные фильмы 1960-х гг. – «Пока жив человек» (1963 г.), «На завтрашней улице» (1965 г.). Изучены некоторые аспекты создания кинопроизведений, что позволяет воспринимать художественные фильмы как полноценные исторические источники по изучению не только истории кино, но и истории науки и техники. Для реконструкции плана и реального процесса киносъемки были использованы документы фонда No 2944 Российского государственного архива литературы и искусства (фонд Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии {Госкино СССР}, 1963–1992). Материалы фонда помогли наглядно показать, как Госкино СССР инициировал и контролировал процесс создания художественных фильмов. Наиболее информативными в этом плане оказались отложившиеся в фонде производственные отчеты и переписка с руководством киностудий и художественных советов. Методологической опорой для проведения исследования послужила концепция кинофотофонодокументальных источников, разработанная В. М. Магидовым. Согласно данной концепции, художественное кино рассматривается нами как кинофотофонодокумент, который визуальным воплощением, содержанием кадра и особенностями монтажа заключает на экране предметы техники, объекты промышленного производства и атрибуты индустриального развития. Посредством переноса визуальных символов в поле исторического исследования появляется необходимость интерпретации режиссерских решений и оценки подлинности изображаемых событий.
В монографии Л. Н. Мазур и О. В. Горбачева раскрывается вопрос о возможности введения в научный оборот такого нетрадиционного источника, как игровой кинематограф. Рецензент же исходил из тезиса, что кинематограф относится к «параллельной реальности» и реальную жизнь кинематограф никак не отражает. По мере прочтения книги у рецензента создалось впечатление, что авторам удалось достаточно убедительно провести свой тезис в жизнь и доказать его. Автор подробно анализирует содержание монографии, ее удачные сюжеты и темы. Большое внимание уделяется выявлению теоретических аспектов рассмотрения проблемы, которые являются важными не только для узких специалистов, но и для всех историков. В некоторых случаях прослеживается путь от появления предмета в жизни до появления его в кино буквально по годам. Основным достоинством монографии является демонстрация возможностей кино как исторического источника. Рецензент согласен с мнением авторов рецензируемой работы, что кино о деревне показывает нам гораздо больше, чем хотели бы показать авторы и заказчики этих произведений. Особенно хорошо это видно в исторической динамике, когда историк рассматривает все фильмы на деревенскую тему «одним взглядом». Сделан вывод о теоретическом, методическом и источниковедческом вкладе авторов в изучение аудиовизуальных источников.