Архив статей журнала
В статье рассмотрены в качестве исторических источников советские художественные фильмы 1960-х гг. – «Пока жив человек» (1963 г.), «На завтрашней улице» (1965 г.). Изучены некоторые аспекты создания кинопроизведений, что позволяет воспринимать художественные фильмы как полноценные исторические источники по изучению не только истории кино, но и истории науки и техники. Для реконструкции плана и реального процесса киносъемки были использованы документы фонда No 2944 Российского государственного архива литературы и искусства (фонд Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии {Госкино СССР}, 1963–1992). Материалы фонда помогли наглядно показать, как Госкино СССР инициировал и контролировал процесс создания художественных фильмов. Наиболее информативными в этом плане оказались отложившиеся в фонде производственные отчеты и переписка с руководством киностудий и художественных советов. Методологической опорой для проведения исследования послужила концепция кинофотофонодокументальных источников, разработанная В. М. Магидовым. Согласно данной концепции, художественное кино рассматривается нами как кинофотофонодокумент, который визуальным воплощением, содержанием кадра и особенностями монтажа заключает на экране предметы техники, объекты промышленного производства и атрибуты индустриального развития. Посредством переноса визуальных символов в поле исторического исследования появляется необходимость интерпретации режиссерских решений и оценки подлинности изображаемых событий.